В 2019 году испольнилось 265 лет со дня образования деревни Лукьяновка, ныне микрорайон Лукьяновка города Губкина. Деревня Лукьяновка была, вероятно, основана в 1754 году. В поселении было 637 жителей, 236 дворов, земская школа, три хлебозапасных магазина, три кирпичных завода, две кузницы, четыре чёрные и одна винная лавки, чайная. Деревня Лукьяновка получила название по имени её первого владельца Лукьяна Ивановича Камынина – действительного статского советника. Впоследствии была приобретена действительным камергером А.Ф. Сабуровым
Что скрывать: движение «Бессмертный полк» стало для многих из нас точкой входа в родословную семьи. В поиске удачной фотографии отца или деда для штендера – в армейской форме, с наградами и знаками отличия – у людей нередко появляются самые разные вопросы. И действительно, что еще, кроме паспортных данных, мы знаем о прошлом близких?
К сожалению, весь 20 век, полный исторических и природных катаклизмов, не способствовал тому, чтобы наши родные следовали завету предков – держаться своих корней. Одни, познав голод и холод, уезжали в чужие края в поиске лучшей жизни, другие – чтобы начать ее с чистого листа, третьим пришлось сначала отстаивать родную землю ценой жизни на войне, а потом восстанавливать разрушенное хозяйство. Так что не до взращивания генеалогических древ было всему народу.
К слову: мой дед, крепкий крестьянин, на закате раскулачивания был отправлен на строительство канала Волго-Дон, а бабушка с шестью детьми вынуждена была побираться по деревням. Шестилетнюю дочку, мою маму, она сначала отдала городской попадье в прислуги, а потом и вовсе отправила к дальней родне на Донбасс. Даже после войны, когда дед, дошедший до Берлина и вернувшийся домой с медалью «За отвагу», казалось бы, доказал свою преданность стране, их старшей дочери ради поступления в пединститут пришлось «допустить ошибку» в фамилии – вместо Павленковой записаться Павленко.
Отцу и вовсе любые воспоминания о семье причиняли боль: в семь лет он лишился матери, в одиннадцать – отца, жил вместе с двумя младшими под присмотром тетки-вековухи. В сельсовете ему пошли навстречу, приписав год для того, чтобы он мог устроиться на работу. Зато и в армию его тоже призвали на год раньше. А дальше была война, с которой он вернулся с тяжелой контузией. И вновь все мысли были о хлебе насущном…
Всевозможные ребусы и «белые пятна» в родословной встречаются довольно часто. Так что любое новое историческое упоминание о местности, в которой родился и живешь, интересно.
Недавно в пользование редакции работники Губкинского краеведческого музея передали электронный вариант книги «Семейный альбом за 200 лет», подготовленной потомками старинного рода Дмитриевых – Новиковых – Скурловых. История этого большого семейства имеет непосредственное отношение к селу Лукьяновка, а значит, – к истории губкинского края.
Как известно, Лукьяновка и другое село нашей местности Коробково появились в середине 18 века. Оба связаны с именами их владельцев – помещиков Коробковых и Лукьяновых. И если от первого рода городу в наследство досталось историческое здание – дом Коробковых, в котором сейчас находится Детский православный досуговый центр во имя святителя Иоасафа Белгородского, то о месте нахождения имения второго помещика сведений нет. Зато теперь есть фотографии дома и хозяйских построек дворянской усадьбы, датированные 1906 и 1915 годами.
На фото отражена жизнь имения в разные годы. Кроме фасада здания, мы имеем возможность наблюдать жизненный уклад его обитателей. Виды хозяйского двора сопровождает надпись: «Имение Лукьяновка или Лебеди сестер Дмитриевых – Ксении, Ольги, Софьи и матери их Софии Васильевны в Старооскольском уезде Курской губернии. 1915 г.». А на фотографии того же года в интерьере – хозяйка с дочерью.
И все же с названием села не все однозначно. Возникшее на месте хуторов Первые, Средние и Задние Проточки, Шаново, Русино и Донское, первоначально оно носило название Сабурово, по фамилии первого владельца. Генерал Сабуров получил владения в 3500 десятин пашни и крестьян от Екатерины II за особые заслуги. Но вскоре продал имение помещику Лукьянову – Камышину. Последний владелец был человеком азартным, много земель проиграл в карты, а остальные продал помещику Николаю Петровичу Дмитриеву в 1903 году. Но название села осталось прежним.
Дело в том, что уже на конец 19 столетия Лукьяновка представляла собой не только крупное село в 236 дворов и с 637 жителями, но и являлась волостным центром Старооскольского уезда. В ней имелись земская школа, три хлебозапасных магазина, три кирпичных завода, две кузницы, четыре черные и одна винная лавки, чайная. Кроме того, удобно во всех отношениях было и наличие транспортной дороги на Белгород и Курск, соседство со Старым Осколом.
Неудивительно, что кроме семейства Коробковых на лукьяновских землях в прошлом находились и владения помещиков Скалон, которые тоже принадлежали к известной дворянской фамилии. Такой интерес к местности был, конечно же, в первую очередь, обусловлен плодородными землями вдоль Оскольца. Так что приобретение Дмитриевыми земли в наших краях было во всех отношениях делом прибыльным.
Ещё немного истории: после отмены крепостного права по акту от 19 февраля 1861 года особенно остро столкнулись интересы крестьян и помещиков. Начались волнения. Крестьянские сходы «освобождаемых» селений всюду отказывались подписывать «Уставные грамоты», излагавшие для каждого села конкретные условия пользования землей. Сильные волнения произошли в Лукьяновке, Коробково, Тёплом Колодезе. В эти места для усмирения взбунтовавшихся были присланы воинские части. Но тревожное положение сохранялось не один год.
В книге «Семейный альбом за 200 лет» представлены несколько телеграмм помещика Н.П. Дмитриева курскому губернатору, датированные апрелем и июлем 1906 года. В них говорится о чинящихся в имении беспорядках: самовольном разделе и распашке крестьянами помещичьей земли, самовольном выпасе скота на полях помещика, разграблении запасов зерна в амбарах, поджогах. Так что можно сделать вывод: крестьянское движение в Лукьяновке в 1905–1907 годах было очень активным. Для усмирения крестьян в деревню посылалась полусотня казаков, а позднее на ее территории был расквартирован даже пеший отряд Старооскольской роты уездной полицейской стражи. Но и это только временно приостановило крестьянское движение.
В 1917 году оно возобновилось вновь. Летом лукьяновские крестьяне позволили себе самовольно увезти с арендованных земель копны зерна без оплаты, а при попытке управляющего остановить грабеж – избили его.
Такие факты общего исторического наследия края нам неожиданно открыла генеалогия дворянской семьи. И хотя большая часть древа Дмитриевых – Новиковых – Скурловых корнями приросла к городам Одесса, Санкт-Петербург, Луга, как видим, благодарные потомки отдали дань и нашему краю.
Остается упомянуть, что подробно с книгой «Семейный альбом за 200 лет» можно познакомиться, обратившись в Губкинский краеведческий музей. Быть может, у кого‑то из вас найдутся фотографии, имеющие отношение к Лукьяновке начала 20 столетия. Размещайте в сети с хештегом #Лукьяновке265 или приносите в редакцию (ул. Мира, 3) вместе с рассказом об истории вашей семьи.