Недавно в обиходе появилось слово «буллинг». Название новое, а вот проблема, которую оно обозначает, стара. Согласно определению, буллинг или травля, запугивание (бу́ллинг — англ. bullying, в переводе запугивание) — агрессивное преследование и издевательство одним человеком или чаще всего группой лиц над другим.
Сегодня буллинг – набирающая обороты проблема, которая серьезное влияет на жизнь многих людей, особенно школьников. Это форма агрессивного поведения, которая угрожает физическому и психологическому благополучию ребенка, вызывая длительные негативные последствия. Социальный психолог Татьяна Холодова рассказала корреспонденту «НВ» о том, почему одни становятся жертвами,а другими агрессорами и как не допустить буллинг среди детей.
Жертва – агрессор
– Это негативное явление проявляется в разных ситуациях и местах: в школе, на детских площадках, на рабочем месте, в семье, в армии. Но особенно активно среди школьников. Травля в школе получила название «школьный буллинг», и хотя она и существовала с давних времен, исследование этого феномена началось в последней трети прошлого века. Агрессию в отношении одного ребенка проявляет другой или, как это чаще бывает в школьном возрасте, группа детей.
В буллинге есть такие понятия, как агрессор (буллер)— тот, кто инициирует насилие или подключается к нему,человек, который непосредственно осуществляет травлю. Жертва — тот, против которого эта травя направлена. Наблюдатели — кто не участвует в травле, но и не останавливает ее. Жертва – в основном единичная, а вот агрессоры, все-таки группируются, потому как действовать в одиночку не хватает сил. А когда буллер чувствует поддержку, как бы разделяет ответственность, ему не так страшны последствия своих действий.
– Что лежит в основе буллинга?
– Тема буллинга не нова. Но если раньше об этом предпочитали умалчивать, сейчас в приоритете открытость. Так легче выявить и нивелировать проблему. Стычки могут начинаются с самого раннего возраста – с третьего-четвертого класса. Но чаще буллинг наблюдается среди подростков шестых-восьмых классов.
Как правило в основе буллинга лежит много страхов и зажатой, неотреагированной агрессии. Механизм таков, что если когда-то ребенок стал жертвой агрессии, это будет влиять на его социальные связи и взаимоотношения с социумом и группами в дальнейшем.У него формируется определенное представление, и если не проработать этот комплекс с психологом, то в дальнейшем не исключены и психологические травмы.
Если ребенок в одной школе был жертвой, то в другой становится агрессором, потому как, если он заметил агрессию в свою сторону, то ему безопаснее начать атаковать, чем опять попасть в ситуацию жертвы.
– В последнее время можно услышать о кибербуллинге. Что это такое?
– Это один из видов травли. Психологи определили основные формы и виды школьного буллинга: физическая травля, психологическая травля, социальный буллинг, кибербуллинг.
Физическая травля относится к самой очевидной форме преследования. Ее главный признак – применение физической силы для унижения, подчинения, контроля над жертвой. Любители такой формы буллинга, как правило, физически более крепкие, крупные, выносливые, сильные, чем объекты их травли. Примеры физического буллинга – тычки, шлепки, пинки, удары, толчки, побои, неприятные прикосновения, удерживание силой или выталкивание из раздевалок, классов и т. д
Бывает и так, что дети не ограничиваются только физическим воздействием – происходящее фиксируется на видео, а затем «сливается» в интернет. Причем иногда все начинается с чьей-то шальной идеи снять ролик, после чего придумывается сценарий, выбирается жертва и место съемок.
При психологической травле агрессор изводит свою жертву без прямого физического контакта. Его цель – вывести человека из себя, лишить эмоционального равновесия вербальным или невербальным способом.
К вербальным относятся унизительные сплетни, слухи, оскорбительные прозвища, комментарии, обзывание, бесконечные насмешки, обидные слова и фразы, сказанные, чтобы задеть, запугать жертву, постоянная критика, негативная оценка самой жертвы или того, что она делает. К невевербальным: плевки, оскорбительные надписи, непристойные жесты и действия. Агрессоры могут отбирать еду, деньги, личные вещи, принуждать к каким-либо действиям (например, к краже). Используя особый выбор слов, интонации или агрессивный язык тела, преследователь управляет жертвой – требует что-либо совершить или наоборот запрещает что-то делать.
Цель социального буллинга – изолировать жертву от общества. Это может быть бойкот, полнейшее игнорирование – как во время занятий или на переменах, так и после школы, изгнание из группы. По статистике, именно бойкоты становятся самым тяжелым испытанием для ребят, а слишком продолжительная социальная изоляция нередко приводит к мыслям о суициде. Вот здесь очень важно, чтобы была хорошая поддержка семьи, а в школе – учителя.
В связи с повсеместным распространением интернета и всевозможных социальных сетей в последние десятилетия появилась новая форма – так называемый кибербуллинг, т.е. буллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации. Такое преследование может выражаться в унизительных сообщениях в электронной почте, соцсетях. Причем, для виртуальной травли вовсе необязательно обладать физической силой. Достаточно дружить с современными гаджетами и программами – и тогда до жертвы можно добраться в любое время, где бы она ни находилась. Анонимность, которую дает интернет, обеспечивает полную безнаказанность, а потому именно кибербуллинг отличается особой жестокостью. Жертва не может себя чувствовать в безопасности даже у себя дома.
– Почему же одни дети становятся жертвами, а другие агрессорами?
– Исследования показывают, что агрессорами, зачинщиками травли часто становятся дети, родители которых забывают о своих обязанностях и считают приемлемыми жесткие воспитательные меры (жесткое обращение с детьми, эмоциональная холодность). В то время как жертвы нередко вырастают в семьях, где не принято оказывать друг другу эмоциональную поддержку, но при этом царит тотальный контроль (гиперопекающий родитель).
Издевательства не проходят бесследно, причем не только для жертвы, но и для всех остальных участников буллинга. Последствия могут быть самыми разными: повышенная тревожность и депрессии, мысли о суициде или попытки лишить себя жизни, неуверенность и заниженная самооценка, одиночество, различные виды зависимости (наркомания, алкоголизм), участившиеся простудные заболевания, нарушения сна, усталость и частые головные боли, нарушения аппетита, участившиеся сложности в учебе, антисоциальное поведение, например склонность к бродяжничеству, сложности в социальной адаптации.
–Как распознать буллинг ?
– Здесь важно внимание родителей. И если у ребенка меняется поведение, то это повод забить тревогу. Например, раньше он с удовольствием ходил в школу и делился впечатлениями по возвращении домой, то теперь рад малейшей возможности пропустить уроки. После занятий приходит домой грустным, подавленным, не рассказывает о своих одноклассниках, очень неохотно говорит о том, что было в школе. Может замыкаться в себе и часто плакать без видимой причины. Не общается с одноклассниками: никому не звонит, чтобы уточнить домашнее задание, никого не приводит в гости и сам не хочет идти на детские праздники или дни рождения. У ребенка испортился аппетит, он плохо спит, стал осторожным и беспокойным, на теле появляются синяки, бывают беспричинные боли, возникает нервный тик. Может резко меняться настроение, он вдруг начал грызть ногти или накручивать волосы на палец.
Все эти тревожные звоночки – повод присмотреться к ребенку повнимательнее, понаблюдать за ним, а еще лучше – аккуратно поговорить по душам и выяснить, что его так тревожит.
В то время как обычные детские, подростковые конфликты через какое-то время сходят на нет, школьная травля без вмешательства взрослых вряд ли прекратится. Поэтому и учителям, и родителям стоит быть предельно внимательными к подрастающему поколению. Сами участники буллинга – и жертвы, и агрессоры, и наблюдатели – не спешат делиться с близкими своими переживаниями (или «подвигами»).
– Есть ли способы остановить агрессора?
– Здесь поможет только вмешательство взрослых. Сам ребенок-жертва со своими обидчиками не справится. Не помогут ему и советы из разряда: «Не обращай внимания!» Что же делать родителям?
Во-первых, не оставлять ребенка один на один со своей бедой. Пассивное поведение взрослых будет выглядеть как молчаливое одобрение действий преследователя и отказ жертве в помощи. Во-вторых, постараться успокоиться и, не давая волю эмоциям, проанализировать ситуацию. Несмотря на желание надрать уши обидчику, делать этого не стоит – рукоприкладство запрещено законом. Штурмовать кабинет директора, стучать кулаком по столу, кричать – тоже не вариант. Не нужно и учить ребенка плохому. Отвечать насилием на насилие (давать сдачи) – едва ли эффективное решение проблемы. Хитрый агрессор может спровоцировать жертву на негативную реакцию и сделать из нее же зачинщика. Нужно поговорить с классным руководителем, пообщаться с родителями преследователя. Если ничего не изменится – обратиться в администрацию школы.
Пока идет разбирательство, важно поддерживать ребенка, постоянно напоминать ему о том, что он не виноват, учить его отстаивать свои права, устанавливать свои границы. Главное в данный момент правильно и вовремя «сбрасывать» негатив. В этом плане подойдет спорт, музыка, рисование. Это поможет правильно реализовать, погасить агрессию, выразить сильную боль. Ребенок должен сам выбрать себе направление.
– И,самое важное – как не допустить буллинг в школе?
– Чтобы не допустить случаев агрессивного преследования одного ученика другими, важно создать в школе и дома благоприятный климат. Участвовать в жизни детей, интересоваться их делами, прививать уважительное отношение к любым особенностям, различиям (и внутренним, и внешним). Провести четкую грань между тем, что приемлемо, и тем, что недопустимо; Учить детей не соперничеству, а сотрудничеству, не поучать, а разъяснять.
Улучшить атмосферу в классе помогут командообразующие мероприятия (тимбилдинг), групповые тренинги, обсуждение проблемных моментов, поддержка, курирование новеньких учеников «бывалыми».
Не стоит дожидаться, пока в классе возникнут ситуации буллинга. Начиная с младшего подросткового возраста данный вопрос необходимо обсуждать с детьми в темах про дружбу, отношения.