Об истории Владимирского храма, о том, каким он дошёл до наших дней, нашему корреспонденту Римме Кузнецовой рассказал протоиерей Николай Заяц.
На должность настоятеля он был назначен в 2002 году. И первое, что сделал, стал расспрашивать прихожан в почтенном возрасте о храме. Они рассказывали то, чему сами были свидетелями, и то, что слышали от своих родителей. А еще отец Николай немало времени провёл в Курском архиве, где изучал документы, касающиеся храма. О жизни и быте людей на этих землях многое рассказал уроженец села Уколово Сергей Леонидович Еськов, который давно занимается историей села.
В день, когда мы отправились в храм иконы Владимирской Божией Матери, расположенный на уколовской территории Губкинского городского округа, началась оттепель, и всё заволокло туманом, который сделал окрестности серыми. Но только дорога повернула от Никаноровки на Уколово, вдали, как яркий бирюзовый цветок, возник храм. По мере приближения он словно вырастал из земли, устремляясь ввысь, в небо. Дорога пошла под уклон, а храм, казалось, становился всё выше и выше. Вокруг – ни одного дома. И храм кажется затерявшемся среди покрытых инеем деревьев. Но ещё несколько минут, и мы въезжаем в Новосёловку, где и стоит этот величественный храм, один из самых старинных на губкинской земле.
Лето и осень рядом с ним располагался миссионерский храм на колёсах, где велись богослужения. А в храме вовсю шел капитальный ремонт. Пожалуй, первый за более чем 200-летнюю историю церкви, являющейся памятником архитектуры 19 века. И праздник Рождества Христова прихожане встречают в обновленном храме.
Первое официальное упоминание о храме датируется 1807 годом. Строила церковь Фёкла Чумичева из богатейшего рода глуховских купцов Терещенко, а потому на ней не экономили. Помимо главного престола в честь Владимирской иконы Божией Матери, она повелела один придел освятить в честь особо почитаемого на Руси святого – святителя Николая Мирликийского, потому что в селе Уколово этот праздник являлся престольным. А другой – в честь своей небесной покровительницы, равноапостольной Феклы, ученицы апостола Павла.
По воспоминаниям старожилов, церковь отличалась великолепием убранства. Было много больших икон в золоченых и серебряных окладах, серебряный иконостас, колонны, стены и купол расписаны в золотисто-голубых тонах. Под куполом находилось изображение Владимирской иконы Божией Матери.
Храм и сейчас впечатляет своими размерами и архитектурой – по 20 м в ширину и длину, а высота до купола – 35 м.
— Маленький собор, – говорит отец Николай. – Такие по архитектуре храмы строили в Санкт-Петербурге. Мы, когда штукатурили, по кирпичам, кладке видели, как все красиво, четко, значит, помещица нанимала для строительства больших специалистов. Это подтвердил реставратор Александр Работнов, к сожалению, уже ушедший в мир иной. Он расписывал губкинский Спасо-Преображенский кафедральный собор и был у нас. На храме, это видно на старых фотографиях, было много пилястр, внутри много лепнины. Он был расписан в академическом стиле, как в Петербурге: икона, а вокруг лепнина. В нашей местности расписывали в каноническом стиле. Строили храм добротно, поэтому за столько лет больших трещин на нем не оказалось. А ведь несколько десятков лет он стоял без крыши, своды его наполнялись водой, которую верующие на зиму старались вычерпать. Но все равно вся лепнина со стен отпала. Крышу хорошо покрыли только в начале 2000-х.
Перед церковью стояла высокая звонница с двумя большими и множеством маленьких колоколов-перезвончиков – колокольный звон был слышен далеко окрест. Рядом располагались небольшая сторожка и дома для священника, дьякона и странников, церковно-приходская школа.
Когда‑то на второй день после престольного праздника, а он 8 сентября, на площади около храма проводились многодневные хлебные ярмарки с участием купцов из Курска, Прохоровки и других мест.
Но настало страшное время, в котором погибали и люди, и храмы. В середине 20-х годов прошлого столетия храм начали разрушать. Священника отправили в ссылку. Были вывезены облачения и иконы, окна и двери выбиты, пол сорван, разрушены колокольня и сторожка, разобрана церковная ограда.
Церковь пытались взорвать, заложив под колонны мины. Но здание устояло.
— Храм удивительно построен, редко где так строят, – продолжает свой рассказ отец Николай. – Через каждый метр вокруг проложен и скован из железных прутьев пояс. Получается, он весь скреплен да еще кладка, выполненная на яичном желтке. Если бы его можно было поднять, думаю, он не рассыпался бы. Под ним нет фундамента, он просто лежит на огромной песчаной подушке, может туда-сюда двигаться, и ничего ему не будет. Так в Киеве на Подоле храмы строили, чтобы они не пострадали от грунтовых вод. Когда взрывали наш храм, выпал кирпич, военные увидели, что вокруг арматура, поняли, что нужного количества взрывчатки у них нет, и оставили эту затею. Обрушилась только одна колонна со стороны кладбища, её мы восстановили.
От окончательного разрушения церковь спас председатель ольшанского колхоза Егор Егорович Безбородов, купив здание якобы под зернохранилище. На самом деле здесь продолжались службы. В самом храме сделали большую отдельную комнату, где установили печку-буржуйку, которую топили дровами, и много лет зимой служили там. А летом – в центральной части без окон и дверей.
Отец Николай знает всех священников, которые служили здесь после войны и внесли свою лепту в восстановление храма: при отце Феодосии дыры заделали деревом, при отце Михаиле сделали дверь, отгородили алтарь. Дальнейшее восстановление связано с именем священника Кирилла Волошенко, прослужившего здесь 14 лет. Он воевал, принимал участие в Курской битве, имел боевые награды. Видимо, из уважения к его ратным заслугам ему разрешили покрыть крышу, заложить дыры кирпичом, сделать ограду из арматуры, домик для священника из финских щитов, начать работы по реставрации росписи.
После отца Кирилла в храме служили шесть священников и много командированных. За это время в церковь провели электричество, сделали электроотопление и закрасили роспись, так как её восстановить было невозможно.
Слава Богу, настало время собирать камни: на месте разрушенных за годы богоборчества стали возрождаться храмы, монастыри, часовни.
С приходом отца Николая началось активное благоустройство храма. Нашлось немало неравнодушных людей, которые поддержали молодого священника и трудами, и молитвами, и материально. К 200-летию храма был отреставрирован его фасад, полностью заменена кровля (к слову, когда купол сняли, оказалось, он был прострелен, и в крыше обнаружили много осколков, что подтверждает рассказ старожилов о том, что во время Прохоровского сражения немецкий самолет начал стрелять по вышедшим из храма людям, и два человека были убиты).
— Не было ни одного года, чтобы мы что‑нибудь не сделали. То колокольню, то колодец, то подсветку, сделали современное отопление, заменили электропроводку, окна и двери, отреставрировали некоторые иконы, купили новую церковную утварь и облачения, территорию благоустроили, расчистили кладбище, расположенное рядом с церковью, – рассказывает отец Николай. – И потихоньку в течение этого времени собирали средства на внутреннюю отделку.
Её удалось сделать в этом году. И храм стало не узнать!
— Кто был у нас, наверняка обратил внимание на отсутствие пола: заходишь в храм и опускаешься вниз. Мы подняли пол, засыпав около 500 кубов песка, сделали стяжку. Шпаклевали стены, нанося холст и сетку специальную, чтобы не было даже микротрещин. Конечно, это дорого, но решили: если делать, то капитально. Мастера были белгородские, которые 10 лет назад ремонтировали храм снаружи. У нас все подготовлено к росписи. В любой момент можно грунтовать и расписывать. Но пока для нас это очень дорого. К нам приезжали мастера из Шуи, храм им понравился, но роспись они оценили в неподъёмную для нас сумму. Думаю, к Пасхе они сделают нам проект росписи, а там будем решать. Храм освящен в честь Богородицы, и цвета богородичные должны быть – небесно-голубые. Так он и был расписан. Роспись хранилась до начала 80-х годов, но была в запущенном состоянии. Ее пытались реставрировать, однако специалистов высокого класса не было. И мы потеряли эту роспись, и штукатурку старую потеряли.
— Но ведь и сделанное стоит тоже дорого?
— Во всех реставрационных работах за финансовой помощью мы обращаемся к нашим благодетелям. Это «ГубкинАгрохолдинг», руководитель Василий Иванович Золотухин, Сергей Леонидович Еськов, уколовские и никаноровские фермеры и прихожане, среди которых особо отличился Валерий Николаевич Гуляев. Без их помощи мы бы не смогли сделать такой колоссальный фронт работ вовремя. Мы всегда все делим на три части. Так и сейчас. Мы, прихожане, купили материалы, фермеры рассчитались за работу, а Василий Иванович Золотухин обещал рассчитаться за иконостас. Установлена центральная часть, к Рождеству будет готова правая часть придела в честь Святителя Николая. И если получится рассчитаться со всеми долгами, то к Пасхе установим левую часть иконостаса в приделе равноапостольной Фёклы. Иконостас делали наши белгородские мастера.
— Ваша церковь – памятник архитектуры, охраняется государством. Наверное, каждый шаг приходится согласовывать?
— Когда в 2007 году делали ремонт снаружи, мы все согласовывали с архитектором Белгородской и Старооскольской епархии, а она – с областным управлением культуры. Но мы ничего особо не переделывали. Разве что окна. Они были маленькие и в сеточку. Нам разрешили установить современные пластиковые, но похожие на предыдущие. Внутренний ремонт храма мы делали по благословению нашего правящего архиерея – епископа Губкинского и Грайворонского Софрония. И все важные вопросы, которые возникали во время строительных работ, решали вместе.
— Отец Николай, знаю, когда рушили храмы, их прихожане часто прятали у себя иконы, церковную утварь, которые потом вернули в восстановленные, отстроенные церкви…
— К сожалению, нам никто ничего не вернул. Рассказывали про кадило в серебряном окладе, иконы… Если их и забрали, то, наверное, увезли куда‑то. Вот в Чуево – да, люди попрятали и потихоньку возвращали. Но здесь во время ремонта мы обнаружили перед стеной ещё одну, деревянную, стенку, а за ней – иконы без окладов. Среди них самая старая икона – Феклы, там были спрятаны также иконы Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского. В курской иконописной школе пять таких икон отреставрировали. Иконы сложены в храме на горнем месте. Когда киоты будут готовы, вставим в них иконы и поместим в храме.
Ну и при чем здесь храм в Чуево, подумает читатель и окажется не прав. До апреля нынешнего года чуевцы были прихожанами Владимирского храма. Но они всегда мечтали иметь свой, тем более он у них когда‑то был – освященный в честь великомученика Димитрия. И когда там освободилось здание конторы, по просьбе владыки Софрония руководитель агрохолдинга «Славия-Черноземье» Леонид Николаевич Новиков здание и территорию передал на баланс епархии. В течение двух лет его переделали под храм. А руководил работами отец Николай Заяц, ставший на это время и настоятелем строящегося храма в честь святителя Луки Крымского.
— Храм полностью сделали, внутри он из сибирского дерева, иконостас в голубых тонах, деревянный престол. Он длиннее нашего, значительно, конечно, ниже, но теплый получился, уютный. Сделали отдельное здание, в котором разместятся жилье для священнослужителя и воскресная школа. В данный момент там идут отделочные работы. Теперь это самостоятельный приход со своим пастырем, – рассказывает отец Николай.
В апреле 2018 года состоялось освящение храма. Епископ Софроний, поблагодарив всех, кто принимал участие в созидании храма, особо отметил труды отца Николая, вручив ему Патриаршью награду – медаль преподобного Серафима Саровского.
Родом батюшка из Украины. Рос в православной верующей семье, когда каждое воскресенье, церковный праздник всей семьей проводили в храме. Но в семье все были врачами, и после окончания школы, кстати, с серебряной медалью, юноша тоже решил поступать в медицинский. Но у Господа, наверное, были другие планы на него. В институт он не поступил, отслужил в армии и приехал в Курск помочь знакомому священнику-земляку.
— Однажды архиепископ Ювеналий Курский и Рыльский приехал в тот храм служить, увидел меня и спрашивает у батюшки: «А кто это трудится? И почему он в семинарию не идет учиться?». Батюшка рассказывает о моих планах – поступать в институт. А владыка свое: «Нет, ему надо в семинарию идти». Зовет меня. «Да нет, владыка, уезжаю, – говорю, – вот батюшке помогу – и домой». – «Ну ладно, ладно тогда».
Приехал домой, и что‑то не получилось ни с учёбой, ни с работой. Снова вернулся в Курск, батюшка еще попросил помочь и сказал, что владыка обо мне спрашивал. И я решился, поучился немного у батюшки, сдал экзамены и поступил в Курскую духовную семинарию. Потом Киевскую духовную академию окончил, много полезного изучил. В академии учились священнослужители из всего бывшего СССР. Некоторые мои сокурсники уже стали епископами, – улыбается отец Николай.
— Отец Николай, скоро Рождество. Как принято у вас отмечать этот праздник? И что бы вы пожелали нашим читателям?
— Рождество – семейный праздник, и встречаем его по‑семейному. Естественно, сначала праздничное богослужение в храме, в котором участвуют матушка, дети, а их у меня четверо. Дома их ждут ёлка, подарки. В праздничные дни соберутся детишки воскресной школы, которая работает при храме, мы с ними попоем колядки, поводим хоровод вокруг ёлки.
А читателям «Нового времени» желаю, чтобы был мир в нашей стране и во всем мире, мир в семьях. Счастья, здоровья вам и вашим близким, Божьей помощи во всех добрых начинаниях. Пусть каждый задумается о своём золоте, ладане и смирне, которые он принесет Господу. И пусть Господь в наступившем году хранит каждого из нас, помогает преодолевать трудности и невзгоды и ведет нас ко спасению!