К необычайно красивому народному творчеству Елена Бобылёва прикипела ещё, проживая на Южном Урале в Челябинской области, откуда родом. Вот уже более тридцати лет она не представляет своей жизни без рукоделия.
«В педагогическом училище при общежитии у нас был кружок, где учили плести кружево. Его вела вологодская мастерица. Так и увлеклась кружевоплетением на коклюшках. У меня за плечами - традиционная вологодская школа - рассказывает Елена. -После учебы вышла замуж за курсанта военного училища, и мы уехали за границу в Чехословакию. Начался бум литературы. Я погрузилась в творчество. Все изучала самостоятельно с помощью энциклопедий по рукоделию. Информацию собирала по крупицам. Сейчас, с появлением Интернета, проще. В те годы был проблематичен и обмен схемами, поскольку как такового не было круга общения. После Чехословакии три года супруг служил на Украине, там родилась наша дочь. Затем муж подал рапорт на увольнение, и мы переехали в Губкин».
Волшебные коклюшки
Здесь Елена Бобылёва не утратила привязанности к кружевоплетению. Напротив, укрепила результат. На первых порах начала вести кружок в ДК «Строитель», где набрала детский и взрослый коллективы. Переняв опыт, воспитанники и сами уже стали преподавать.
«К занятиям охотно приобщались не только возрастные ученики, но и дети. В основном набирала 6-7 классы. Параллельно с кружевом я увлекалась и другим творчеством. Потом возобновила работу, вырастила Народного мастера. Какое-то время преподавала в Белгороде в областном Центре народной культуры. Там выпустила двухгодичную школу мастера, куда люди целенаправленно съезжались из разных районов», - вспоминает свой творческий путь Бобылёва.
С 2015 года она работает в ЦКР «Лебединец» художником-постановщиком детского театрального коллектива. Кружевоплетение совмещает с основной работой.
У кружевоплетения интересная и богатая история. Утонченный промысел славился еще в Петровские времена, когда в моду вошли европейские платья. Сначала кружевной декор делали по рисункам из Германии, Франции. Вскоре ремесло стало под силу и русским мастерицам, которые освоили его в совершенстве, внесли свой колорит, придумали национальные мотивы узоров и элементы, привнесли свою цветовую гамму. Кружево создавалось тремя способами: численным, парным и сцепным.
Было время, когда талантливые рукодельницы плели из золотых и серебряных нитей. Однако подобную роскошь мог позволить далеко не каждый желающий, а лишь знатные люди. Потому крестьянское кружево было значительно проще. В ход шли льняные нити. В итоге получались растительные узоры и геометрические, образы животных, фантастических существ.
В XVIII веке кружевоплетение обрело статус ремесла. Многочисленные мастерские появились в городах и селах. Кружева активно плели в Вологде, Рязани, Калязине, Ельце, Орле, Торжке, Скопине и других городах. В Вятской губернии даже открыли земскую школу мастериц. Вятское кружево, как и вологодское, весьма ценилось.
Кружева поставляли царскому двору, торговали на ярмарках в российских городах, отправляли за границу. Интересно, что у каждого кружева своя изюминка. К примеру, елецкое более легкое, тонкое, прозрачное, нежели вологодское, также ему присуща большая ажурность и миниатюрность узоров. В приоритете - растительный орнамент. В вятском же - ромбы, зигзаги, цветы, бабочки...Многие техники и виды кружева сохранились и сейчас.
Елена Бобылёва предпочитает работать с коклюшками. Это когда булавки вкалывают по контуру рисунка на бумаге и обматывают нитками с коклюшек, тем самым создавая восхитительный узор. Причем мастерица уточняет, свои кружева она не вяжет, поскольку эта технология подразумевает одну нить в работе, которая, перекручиваясь определенным способом, образует петли. Чего не скажешь о кружеве на коклюшках, которое немного схоже с ткачеством. Здесь нити основы - это долевые пары коклюшек, а уток (поперечная (горизонтальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой. Вместе с системой основы образует ткацкое переплетение, - прим.авт.) - это ходовая пара коклюшек. В итоге при комбинации движений получаются различные кружевные элементы - полотнянка, плетешок, насновка. Они помогают получить различные формы.
Ручное кружево не утратило актуальности и набирает обороты. Сегодня его активно применяют в декоре одежды, постельного белья, скатертей и т.д. Елена Николаевна одно время тоже создавала крупные изделия необычайной красоты. В ее коллекции - жилеты, пелерина (накидка на плечи, - прим.авт.)... Сейчас ставит акцент на менее объемные вещи - воротнички, манжеты, салфетки.
«Почему-то появилось желание повторить то, что проплетала в юности, - говорит собеседница. - Кружево может быть разным. В Рязанской губернии, к примеру, - цветное. Применяются яркие сочные оттенки. В Ельце - двухцветное кружево - черно-белое. Я предпочитаю интерьерную гамму - белый, бежевый. Имеются у меня и цветные изделия, но это штучные работы».
Более десяти лет назад Бобылёва получила звание Народного мастера Белгородской области. Неоднократно его подтверждала. Сделать это вновь предстоит и в этом году, уже идет подготовка документов.
Елена Николаевна постоянно в творчестве. Ремеслу обучила и других. У жительницы Губкина много воспитанниц, таких же, как она, влюбленных в кружевоплетение. С ними переписывается, периодически встречается на форумах. Рукодельница - частый гость культурных мероприятий, проводит мастер-классы, ведет активную выставочную деятельность. К примеру, в июне побывала в Старооскольском Центре народных промыслов на областном празднике «Всякие украсы Россию славят», который проводился в честь Дня народных художественных промыслов России, где представила свои работы, созданные в вологодской традиции.
Яркий праздник получился и в Губкине во время торжественного открытия Долины ручья Теплый Колодец. Для Бобылёвой встреча с мастерами и их шедеврами ручной работы - лучший антидепрессант, настоящий праздник души. А еще Елена Николаевна в 2002 году получила губернаторскую денежную премию «Молодость Белгородчины». Победную копилку пополнили и дальнейшие конкурсы, где Елена Николаевна завоевала призовые места. В московском «Перезвоне» ей досталось II место. В губкинском межрегиональном конкурсе «Рудинка» - Гран-при. Нравится принимать участие и в акциях. Недавняя прошла в апреле этого года в Великом Устюге ко Дню вологодского кружева. Необходимо было выполнить задание и отправить работу. Показала себя успешная кружевница и в Вологде, куда направляла белых журавлей.
«В Вологодском кремле (архитектурный ансамбль располагается в центре Вологды, - прим.авт.) собрали огромное панно. Журавли прибыли со всего мира - мастера из Европы, Австралии, Южной Америки... Очень красиво и трогательно» , - поделилась Бобылева.
Ей посчастливилось побывать и на многих фестивалях. Один из интересных проходил в Ельце, где по сей день работает фабрика кружева.
«На площади, где проходило торжественное открытие, посадили бригаду из 25 кружевниц. Их звонкие кленовые коклюшки даже перекрывали музыкальный фон. Каждая мастерица работала на своем станке, как правило, валик небольшого размера», - поделилась мастерица.
Она отметила, что можно выполнить не только индивидуальную, но и коллективную масштабную работу - скатерть, палантин, но это большой труд.
«Крупная вещь делается по деталям. У каждой кружевницы свой «почерк». И чтобы соединить элементы, бывает, люди срабатываются годами. Это необходимо, чтобы выработать одинаковые движения», - объяснила премудрости ремесла Елена Бобылева.
В планах у Народного мастера - набрать группу для обучения кружевоплетению при ЦКР «Лебединец». Задуманное обязательно получится!