Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер — потолки
10:58, 28 июня 2018

«Педагогический десант» отчитался о работе с особенными детьми

«Педагогический десант» отчитался о работе с особенными детьмиФото: pixabay.com
  • Статья

За три месяца благотворительного проекта «Нового Времени» работа педагогов и воспитанников проходила с переменным успехом.

Несколько месяцев назад «Новое время» предложило идею трём губкинским молодым учителям, которые успешно презентовали свои новаторские методики на муниципальном этапе конкурса «Педагогический дебют», – взять под профессиональную опеку детей с ограниченными возможностями здоровья. Скажу сразу – и заинтересованность в начинании, и принцип добровольности участия в редакционном проекте был соблюдён с обеих сторон. 

Начали с позитива

Вскоре, побывав на первых же занятиях у каждого из трёх учителей – Яны Зиминой, Анастасии Свечниковой и Оксаны Климовой, я убедилась в том, что внеурочное общение проходит в творческой обстановке и с явным позитивным настроем. Об этом и рассказала в своих газетных репортажах: «Разговорить молчуна», «Гармония души на кончиках пальцев» и «Вперед, за Викторией!».

И вот позади три месяца. Как и планировалось, интересуюсь результатами, собравшись вновь посетить участников редакционного проекта. Но, к сожалению, «зачётного» занятия не получилось. Не у всех команд «педагогического десанта» встречи с детьми были регулярными. Занятия переносились по самым разным причинам, а поэтому вместо плодотворного общения, дающего возможность на практике опробовать эффективность авторских методик молодых учителей – неудовлетворённость. 

Работаем над ошибками

В чём же дело? Редакция предложила прокомментировать результаты проекта самим молодым педагогам. И вот что рассказала учитель начальных классов средней школы №3 Яна Зимина, в предложенной методике которой упор делался на релаксацию и цветотерапию:

«Учебная четверть – недостаточное время для того, чтобы перемены в ребенке были заметны. Мне кажется, самый оптимальный срок для дополнительных занятий педагога и ребенка с ОВЗ – полгода, а для кого‑то и целый год».

И всё же педагог уверена однозначно: занятия, которые проходили всего раз в неделю, Никите приносили столько удовольствия, что не пройдут бесследно. К тому же учитель дала маме рекомендации, как продолжить заниматься релаксацией дома. Сейчас каникулы, а значит, больше времени для общения, творческого развития сына. А в этом отношении Никитины родители молодцы: мальчик рассказывал, что они во время поездки на море посещали музеи, дендропарк. Что касается перспективы, то, если будет желание у Никиты, Яна Зимина охотно продолжит с ним работу и в будущем учебном году.

У Анастасии Свечниковой, учителя физкультуры СОШ №16, какого‑то явного результата не сложилось по иной причине. Самим подростком задача ставилась, скажем, почти олимпийская – снизить свой вес на десяток килограммов. Вот что считает по этому поводу педагог, к чьему личному опыту работы над фигурой и осанкой стоит прислушаться:

«К сожалению, у нас с Викой состоялось только пять занятий. Она не раз болела простудой и школу не посещала. А когда все же мы встречались, то занятия проводили на стадионе: занимались ходьбой, упражнениями на растяжку».

Учитель уверена, что одной физической нагрузкой, тем более имея ограничения по состоянию здоровья, результата не добиться. Девчонке надо в целом пересмотреть распорядок дня – утро начинать с зарядки, больше гулять на свежем воздухе, ходить пешком. Но главное – сбалансированное питание, где меньше места калорийным булкам, гарнирам из макаронных изделий, сладостям, а больше – белковой пище. Замечательно будет, если Вика станет посещать бассейн, кататься на велосипеде и меньше времени проводить у телевизора.

О том, насколько проблема лишнего веса актуальна для четырнадцатилетних девчонок, я поинтересовалась у классного руководителя Виктории Ларисы Немцевой. И вот что она считает:

«Я очень рада, что в этом возрасте дети уже умеют ценить друг в друге внутреннее содержание, а не внешнее. А Вика – ребенок-солнце, от нее исходит столько добродушия, что к ней тянутся одноклассники. Она очень эмоциональная, чуткая девочка. Мы не раз ездили на экскурсии всем классом, и я замечала, насколько глубокие у нее остаются впечатления. Конечно, замечала и другое – у нее всегда в пакетике припасено что‑нибудь сладенькое».

К сожалению, третья команда участников редакционного проекта порадовала еще меньше. И тут надо сразу оговориться – серьезно помешала загруженность педагога общественной работой. Казалось бы, начатые на столь позитивной ноте – с подготовки подарка для мамы к 8 Марта – занятия прекратились. Казалось бы, причина уважительная – отменяя их, Оксана Климова готовилась к областному этапу конкурса молодых учителей. Однако, согласитесь, и в самом напряженном графике педагог должен находить время для контакта с ребенком, который ему доверился. А в случае с восьмилетним Андреем было именно так: «вырастив» вместе с Оксаной Витальевной аленький цветочек из мокрого песка, мальчонка ждал продолжения сказки.

Знал ли он, что именно в это время учитель ответственно готовился защищать честь городского округа на областном этапе конкурса? Конечно же, нет. Как и то, что его наставница в дальнейшем войдет в десятку лучших молодых учителей на этом педагогическом турнире. Наверняка порадовался бы за неё, если бы она своевременно объяснила ему своё отсутствие.

Мне кажется, высказывание старого Лиса из «Маленького принца» про нашу ответственность за тех, кого приручили, больше всего относится к «особенным» детям. Радость и доверие в их глазах, согласитесь, ничуть не меньше завоеванных дипломов и званий.

«Уже на первом занятии я видела, что Андрею нравится лепка. Планировала проводить с ним занятия по рисованию, музыке, но не получилось. Мне, конечно же, жаль. И я готова продолжать их даже за рамками учебного года, если согласится семья», – подвела итог Оксана Витальевна.

Педагог – это звучит…

Признаться, редакция рассчитывала, что наш проект «Педагогический десант» станет примером того, как на практике перевести новаторские идеи из рефератов и методических рекомендаций в реальную жизнь мальчишек и девчонок, которые и так не избалованы судьбой. На быстрый результат не рассчитывали, но вот заинтересованности ждали гораздо большей. Вместо этого обозначились проблемы, которые, к сожалению, в педагогике не новы.

И еще. В моей жизни была замечательная учительница, Ксения Алексеевна Гончарова, которая преподавала нам русский язык и литературу с 5 по 8 классы. Когда мы учились в 9 классе, ее парализовало, но мы с одноклассниками поочередно навещали ее, помогали по дому. А она всегда переживала, если по школьному сочинению кто‑то из ее «гуманитариев», как она нас называла, получал четверку. Помню, в 10 классе, когда мы шли утром на экзамен по литературе, она сама вдруг пришла в школу, чтобы быть с нами рядом… 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×