Корреспондент Ольга Авдеева побывала на одном из первых занятий арт-терапией с первоклассником Андреем Олейниковым.
Арт-терапия – конечно же, прежде всего, искусство. Она будит воображение, учит координации и пластике движений, развивает ритмичность, насыщает позитивными эмоциями. Но за всем этим ещё стоит невидимый исцеляющий труд человеческого организма. Учёные его называют механизмом воздействия на головной мозг, разрабатывая все новые и новые эффективные методики. А наши умницы-бабушки, испокон веков дружащие с рукоделием, умеющие развлекать себя и других песнями и сказками, считают занятием для души.
При упоминании о маме Андрюшкины глаза светятся так, что позавидует весеннее солнышко. И пальцы начинают с удвоенным старанием приглаживать кусочки красного пластилина на планшете. Один лепесток за другим крепятся к желтой сердцевинке, листок из зеленого пластилина – к стебельку, и расцветает аленький цветочек маме в подарок. Оксана Витальевна лишь подсказывает, как, сделав насечку специальной палочкой, придать цветку объём или подчеркнуть контур листка.
Их занятие – своего рода священнодействие, потому что мальчишка на глазах преображается, словно и не было до этого двух уроков, когда ему нужно было старательно выводить буквы и цифры. Впрочем, и в этом деле он мастер. Говорю так, потому что видела его школьную тетрадку с аккуратными строчками довольно убористого текста.
— Мне очень нравится учиться. Люблю и «Окружающий мир», и технологию. В классе у меня много хороших друзей – Слава, Стёпа, Тимур, да все. Сегодня закончили изучать азбуку, начали литературное чтение, – рассказывает Андрей, а сам в это время ловко разминает пальцами кусок пластилина коричневого цвета, чтобы изобразить грунт у основания цветка.
— У тебя получилось настоящее растение, только корешков не видно, – замечаю я и уточняю: – А может быть, там внутри луковичка? Тогда это амариллис.
— У нас такой цветок в классе недавно расцвел, – неожиданно для меня резюмирует Андрей, демонстрируя свои познания в ботанике.
Пока учитель с учеником завершают оформление цветка, бабушка мальчика, Раиса Владимировна, показывает мне другие его рукодельные работы.
На панно из цветного песка – очаровательный пёс, на другом – космонавт, а рядышком на столе разложены сделанные внуком веселые магнитики из пластилина – смешные медвежата, заяц. Каждая поделка выполнена настолько аккуратно, что даже малейшего недостатка не найти.
— Мне рассказали, что у тебя еще есть две младшие сестрички. Расскажи мне, пожалуйста, о них, – прошу своего юного собеседника. Андрей с улыбкой замечает:
— Они у нас двойняшки, Вика и Милана, весёлые такие. Им по четыре годика. Они тоже пробуют рисовать, лепить со мной из пластилина.
И просит бабушку показать фотографию сестричек в телефоне. Так что через минуту я уже сама убеждаюсь: действительно, с такими озорницами ему некогда скучать.
— Сколько же тебе подарков приходится готовить к 8 Марта, если у тебя и мама, и бабушка, и две сестренки?! – выспрашиваю я мальчишку.
— Две бабушки! – уточняет радостно Андрей.
Андрей очень любит «умную» технику – планшет, телефон. Для него это больше, чем просто гаджеты, а уж тем более – не игрушки. Поэтому он учится их использовать с максимальной эффективностью. А видели бы вы, с какой ловкостью мальчик справляется с ручным управлением своей спецтехники! Когда после занятий по арт-терапии мы отправились в его родной класс, он настолько уверенно лавировал на своем спецтранспорте между идущими навстречу сверстниками, что это в который раз навело на мысль: ограниченные возможности здоровья в наш высокотехнологичный век – не приговор. Тем более если рядом столько по‑настоящему готовых прийти на помощь людей.
«Вы знаете, зачастую учителям приходится снижать градус активности детей, направляя их энергию в нужное русло. А в общении с такими детьми, как Андрей, ценна не только сосредоточенность на развитии мелкой моторики, но и позитивный эмоциональный фон. Каждая хорошая эмоция в его душе созидательна, каждое новое впечатление – маленький шаг вперёд», – рассказала Оксана Климова.
В средней школе № 13 она сама новичок. Пришла на работу после окончания БелГУ полтора года назад. И свой нынешний 3г приняла уже прилично подращённым другим педагогом. Но через год выпускать учеников в среднюю школу придется ей, так что старается теперь максимально освоить с ними и основную программу, и привить интерес к самообразованию. На недавнем конкурсе начинающих учителей «Педагогический дебют» Оксана Климова успешно презентовала авторскую методику «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности», став победителем по итогам трёх его этапов.
Занятия с Андреем для неё – волонтёрская инициатива в рамках редакционного проекта «Педагогический десант». Как и у других молодых учителей, взявших под опеку детей с ограниченными возможностями здоровья, внеклассные индивидуальные уроки продолжатся до конца учебного года. За это время учителю и ученику предстоит поработать в разных направлениях арт-терапии – лепка, рисование, музыка, поэзия. Так что, думаю, в следующий раз Андрей захочет поделиться с нами и новыми впечатлениями, и продемонстрировать новые успехи. Тем более что он уже умеет хорошо петь, играть на металлофоне.