Высота небоскрёба в 50 этажей равняется примерно 150 метрам. Интересно, каково находиться на крыше этого гиганта? Практически достаёшь до облаков?! А теперь представьте себе обратную картину: такая 150-метровая глыба нависает над вами. Мне жутковато. Но есть среди нас люди, которые спокойно и хладнокровно, без суеты, с полной самоотдачей выполняют работу на глубине 150 метров под землёй. Один из них — проходчик пятого ствола дренажной шахты Антон Воловой.
Антон даже не задумывался о том, чтобы связать жизнь с работой в забое. Напротив, дедушка героя этого рассказа трудился в шахте комбината КМАруда электриком, много чего рассказывал, поэтому Антон с самого детства знал, какой непростой труд у проходчика. Но судьба распорядилась иначе и теперь Воловой, находясь в отпуске, даже скучает по работе.
На Лебединском ГОКе трудится с 2004 года, сразу после окончания губкинского профтехучилища № 1.
«Сначала на участке гидромеханизации в качестве машиниста перекачной станции разрабатывал рыхлую вскрышу. Через четыре года предложили перейти в шахту. Были сомнения, к тому же знакомые и мой дед, которые не понаслышке знали каково внизу, отговаривали. Но решился», — вспоминает Антон.
На новом месте работы его поставили учеником к опытному проходчику Александру Васильевичу Миронову. Этот человек сыграл в жизни нашего героя важную роль: обучил всем тонкостям профессии.
«Первый спуск, конечно, запомнил на всю жизнь. Было жутко! Вначале меня вообще не допускали к работе. Когда приезжали в забой, говорили стоять около крепления и наблюдать. Позже я понял почему: каждое действие там должно быть выверено на сто процентов, ведь любое неосторожное движение может привести к травме. Поэтому в нашей профессии соблюдение правил охраны труда и промышленной безопасности особенно важно», — убеждён собеседник.
Спустя четыре месяца стажировки Антона Волового поставили помощником проходчика. На первых порах работа настолько выматывала, что, приходя со смены, просто падал без сил. И это при том, что всегда был физически крепким и занимался в спортзале. Тогда же из уст Александра Миронова он услышал слова, которые оказались пророческими: «Первые десять лет будет сложно, а потом втянешься».
«Нужно обладать сильным духом. Бывает приходят физически сильные ребята, которые железо в спортзалах таскают, но не получается работать, потому что психологически непросто. Да и труд у нас монотонный — каждый день выполняем одни и те же действия, только порода меняется: на смену крепкой руде приходит глина и работать становится в разы тяжелее. В этом случае прежде, чем приступить к бурению, ставим рамы и затягиваем их бетонным основанием», — говорит лебединец.
Кстати, сам Антон на протяжении четырёх лет работал крепильщиком четвёртого ствола дренажной шахты и, как признался, мечтал отправиться в «самостоятельное плавание». В 2012 году раздался долгожданный звонок — предложили перейти на пятый ствол проходчиком. Согласился не раздумывая.
Обывателю кажется, что профессия проходчика такая же, как и десятки других: пришёл на работу и делай, что нужно. Но, к примеру, только чтобы добраться до забоя, Антону и его коллегам необходимо спуститься в шахту, проверить электровоз, установить заряженные аккумуляторы, подцепить вагоны… И только тогда ехать в забой, а это от 2 до 4 километров подземных тоннелей. Но несмотря на трудности, Антон любит эту работу, а силы для нового трудового дня черпает в общении с самыми дорогими и близкими людьми — супругой Олесей и маленьким сынишкой Вадимом.
«Хочу пожелать коллегам крепкой кровли, лёгких метров, чтобы количество спусков приравнивалось к количеству подъёмов, здоровья и благополучия, а также никогда не унывать.»