14 мая состоялся очередной пресс-тур по городским дошкольным учреждениям, организованный управлением образования городского округа. И на этот раз представителей СМИ интересовало, как в жизни мальчишек и девчонок претворяются ценные инициативы взрослых в ходе реализации программы «Здоровый ребенок». Но получилось так, что, кроме полезной информации, мы получили от ребятишек еще и заряд позитива, которого теперь хватит надолго.
Уже первый пункт нашего маршрута – детсад «Ягодка» – убедил в том, что детвора – народ очень трудолюбивый, целеустремленный и творческий. Главное – задать этому непоседливому народцу правильное направление и увлечь процессом.
Именно в такую атмосферу окунулись мы на занятиях в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Десять мальчишек и девчонок в возрасте 5–6 лет под руководством учителя-логопеда Елены Чикиной сообща справлялись с заданиями – подбирали слова, начинающиеся на заданную букву, расставляли по порядку смысловые картинки, делали упражнения артикуляционной гимнастики. Фейерверк эмоций вызывало у детворы обыгрывание возможных речевых ошибок, когда из‑за одной только неправильно произнесенной буквы вместо крысы на картинке появлялась крыша, усы на портрете занимали место ушей, а сук появлялся рядом с ложкой на столе вместо супа.
Признаться, видеть в действии программно-дидактический комплекс «Логомер 2», который одновременно представляет собой учебное пособие и увлекательную игру, никому из нас раньше не приходилось. Казалось бы, лаконичный набор техники – ноутбук, флешка и большой экран на стене, а сколько пользы для детей!
«Это пока непослушные буквы и слоги мешают им читать стихи, петь песни, демонстрировать свои артистические способности на утренниках. Но благодаря систематическим занятиям мы постепенно справляемся с этим. Встречаемся два раза в неделю в логопедическом кабинете, кроме того, работаем сообща с воспитателями логопедических групп и родителями, чтобы полученные правильные речевые навыки закреплялись как можно эффективнее. И за год реализации проекта «Мир красивой речи» получен неплохой результат. На сегодняшний день из 42 моих подопечных у четверых уже чистая речь, остальные тоже заметно продвинулись вперед,» – рассказала Елена Чикина.
Детсадовский двор «Журавлика» встретил нас большим оживлением: два десятка юных спортсменов под руководством тренера СШОР Марии Карюхиной и детсадовского инструктора по физической культуре Галины Пособиловой увлеченно выполняли гимнастические упражнения. Легкий бег по периметру стадиона, построение в шеренгу, комплекс упражнений на дыхание, гибкость и координацию движений – все это ребятишки делали легко и с удовольствием.
Обратив внимание на разный цвет детских футболок – синий, зеленый, красный и желтый, сначала подумала, что проходят соревнования между группами детсада. Но заведующая дошкольным учреждением Анна Алёхина пояснила – в спортивном мероприятии участвуют воспитанники еще трех детских садов – № 2, 26 и 37. В рамках проекта «Стадион нас ведет к «полосе препятствий» круглый год» сложилось плодотворное спортивно-оздоровительное сотрудничество между детскими садами №28 «Журавлик» и №26 «Кораблик». Сюда, на новый современный спортивный комплекс с великолепной беговой дорожкой, построенный год назад, юные соседи-«моряки» приходят на спортивные праздники, сдачу ГТО, а к ним воспитанников «Журавлика» влечет специально оборудованная полоса препятствий. Занимаются по составленным графикам и отдельно друг от друга, и сообща. А на этот раз решили расширить рамки спортивного соперничества, пригласив еще и воспитанников «Ромашки» и «Ягодки». Получился своего рода мини-фестиваль ловкости и сноровки.
Немного отдохнув от бега и прыжков на стадионе, мальчишки и девчонки принялись демонстрировать журналистам ловкость и координацию движений на спортивном комплексе. По всему было видно, что гимнастические лестницы, турники, спирали, сетки из канатов для них также привычны, как игра в мяч или сдача нормативов ГТО. К тому же подвижными играми и отработкой спортивных упражнений на свежем воздухе они занимаются круглый год. Не случайно сдача нормативов ГТО ни для кого из воспитанников подготовительной группы не составляет труда. На недавнем муниципальном этапе фестиваля «Мозаика детства» именно юные спортсмены «Журавлика» заняли первое место, а затем закрепили лидерство и на областном этапе фестиваля в Короче.
А вот на примере умниц и умников из детсада №2 «Ромашка» журналисты убедились, насколько проектная деятельность помогает нашей детворе развивать кругозор, интерес к естественным наукам, конструированию. В рамках творческой разработки «Интеллект будущего» коллектив этого дошкольного учреждения в 2018–2019 учебном году активно развивает интеллектуальные способности своих воспитанников через использование в образовательном процессе STEAM-технологии.
Даже в самом названии тематических площадок – «Кванториум», «Юный инженер», «Айтиландия», «Юный экспериментатор» – сквозит дух новаторства. А побывав в детской цифровой лаборатории, понаблюдав, с каким удовольствием 5–7-летняя детвора обращается с образовательным робототехническим конструктором, микроскопом, с каким энтузиазмом готовит радиопередачи и очередной тематический выпуск стенгазеты, понимаешь – именно таким принадлежит будущее. Важно только сформировать интерес к познанию и создать условия для творчества. А уж дальше сработает пытливость ума, присущая юным.
Всего два раза в месяц эти 85 мальчишек и девчонок старшего дошкольного возраста на занятиях постигают азы программирования, механики, конструирования, но, как оказалось, этого достаточно для того, чтобы под их руками оживали незатейливые конструкции из лего-деталей, а они сами знали о выдающемся создателе самолетов Туполеве.
«Что я собрал? Образец поршневого двигателя. Вот эти детали – поршни,» – не без гордости показывает похожую на развернутую книгу конструкцию шестилетний Максим Галдин.
Он признаётся, что собрать её ему помогала воспитатель Ольга Беликова. И он ей благодарен за это.
Кто знает, кем станет в будущем мальчик, но я уверена – росток детского любопытства и первый опыт познания технических основ не пропадут бесследно. И уж тем более принесут пользу в интеллектуальном развитии занятия в творческой лаборатории двум Евам – Гладких и Дроновой, которые пробуют себя в радиожурналистике, Диме Скорых, юному редактору стенгазеты, Ване Журавлеву, пробующему снять мультфильм на военную тему.
В детсад №21 мы попали уже ближе к полудню. Во дворе, залитом солнцем, весело гомонила детвора. Из распахнутых окон столовой доносился аромат свежеприготовленного обеда. Так что нам надо было спешить к своим маленьким героям из группы компенсирующей направленности, пока их разыгравшийся аппетит не перебил интерес к разговору.
Многих из этих замечательных мальчишек и девчонок с ограниченными возможностями здоровья я запомнила еще с предыдущего пресс-тура, проходившего в начале 2018–2019 учебного года. В рамках проекта «И я самый лучший» они тогда показали журналистам веселую концертную программу – пели, танцевали и читали стихи.
Судя по тому, насколько они подросли и выглядят увереннее в игре, можно говорить об успехе. А ведь главной задачей коллектива при выборе направления проектной деятельности и была социализация детей с ОВЗ. Помочь таким мальчишкам и девчонкам влиться в ряды сверстников так, чтобы общение получилось как можно более доверительным и плодотворным, значит – подтвердить благородный статус педагога, добавить окружающему миру света и радости, ведь каждый из этих особенных детей несет в себе весомый потенциал энергии и творчества. На раскрытие его и нацелены организованные для детворы занятия по легоконструированию, обучению мини-футболу, а также разнообразные конкурсы талантов.
Пока детвора была увлечена сбором космического корабля из ярких деталей конструктора-полидрона, в чем ей помогали волонтеры из средней школы №12, мы постарались побольше узнать об успехах воспитанников у старшего воспитателя Ирины Быциной. И вот что она рассказала:
«В проект «Социализация и интеграция детей с ОВЗ в общество сверстников» вовлечены 66 наших воспитанников. Занятия в игровой форме не только увлекают, но и помогают развивать у ребенка мелкую моторику, проявлять творческие способности, учат общению и уверенности в себе. Мы стараемся постепенно раздвигать границы такого общения, приглашая на совместные мероприятия воспитанников других детских садов. Кроме того, в нынешнем году у нас сложилось сотрудничество с волонтерами из соседней школы №12. Старшеклассники каждую неделю приходят к нашей детворе поиграть и пообщаться. Да и мы тоже чаще стали выходить в свет – успешно участвуем в городских конкурсах самодеятельности. И наши юные артисты не боятся уже выступать перед публикой, что тоже очень показательно.»
Впечатления от пресс-тура однозначно наводят на мысль о необходимости продолжать проектную деятельность в рамках программы «Здоровый ребенок». Тем более что хорошую поддержку этой работе в течение шести лет оказывает Металлоинвест. В 2018–2019 году на финансовое сопровождение 18 творческих проектов дошкольных образовательных учреждений Губкина Компания выделила 1 млн. 300 тысяч рублей. И все они пошли в дело, работая на развитие и здоровье сотен губкинских мальчишек и девчонок, а значит – на наше общее будущее.