С 2013 года компания «Металлоинвест» реализует в Губкине социальную программу «Здоровый ребёнок». В начале июня были определены победители грантового конкурса программы 2018 года. А в конце ноября состоялся пресс-тур по детским садам, чьи проекты выиграли грант. Помимо журналистов местных и региональных СМИ, в нём приняли участие заместитель начальника управления образования Ольга Альяных и руководитель группы внешних социальных программ Лебединского ГОКа Андрей Замула.
В детском саду №40 «Веселинка» четырёхлетние мальчишки и девчонки сосредоточенно клеили на картонки фантики. Точнее, не просто клеили, а «шили» лоскутное одеяльце для мишки, о чем дружно сообщили журналистам. Вместе с обычными ребятишками здесь занимались и дети с ограниченными возможностями здоровья. Только кто из них кто – с первого взгляда и не определить. Впрочем, это и не нужно. Все дети спокойно общаются, вместе играют. Именно на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в обществе сверстников направлен проект «И я самый лучший», который реализуется в «Веселинке», а еще в детсадах №21 «Ивушка» и №29 «Золушка».
«В проекте участвуют 12 детей, они приходят в садик вместе с родителями в первой половине дня, – рассказала заведующая детсадом №40 Елена Лунёва. – В течение трех часов малыши играют, поют, танцуют, лепят, рисуют, занимаются с логопедом, психологом, другими специалистами, которые видят проблемы ребенка и помогают родителям их преодолеть. Эти детки начинают выходить из привычного для себя замкнутого домашнего пространства, находят новых друзей, приобретают новые знания, навыки. И родители знакомятся, обмениваются опытом воспитания. Окончание проекта планируется в 2019 году. Но если увидим, что это востребовано, то продолжим работу».
В «Веселинке» также организована группа для детей с задержкой психического развития. Адаптироваться к окружающему миру им помогают не только воспитатели, но и ребята из обычной группы здоровья. Вместе они участвуют в квест-играх. Например, в день нашего посещения они помогли грустному Лунтику собрать лепестки для цветка, для чего преодолевали лесную поляну, где вместо бревен – разноцветные мягкие снаряды, а вместо камешков – массажные подушечки для стоп, выполняли и другие задания. Спортинвентарь приобретён на средства гранта, так же, как и различные яркие конструкторы – лего, полидроны.
«Мои дочки общительные, но большую часть времени проводили дома вдвоём, и, конечно, поначалу им было тяжеловато. Однако в садике дети приняли их хорошо, все показывают, рассказывают, помогают. И мои девчонки ходят сюда с удовольствием. Общаясь с другими детьми, они получают положительные эмоции, нашли себе друзей. А это много значит для таких малышей, как наши», – добавила мама девочек-близняшек с диагнозом ДЦП.
Научить малышей с речевыми нарушениями правильно говорить, расширить их словарный запас взялись в детском саду №33 «Радуга». И помогает им в этом мобильный сенсорный логопедический комплекс «Лого7», приобретенный благодаря программе «Здоровый ребёнок».
«Комплекс содержит 90 дидактических игр и упражнений по формированию всех компонентов речи у детей с речевыми нарушениями. В детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учителя-логопеды разработали алгоритм занятий индивидуальных и групповых с использованием игр комплекса. Дети без труда освоили новое оборудование и занимаются с большим интересом. Мы считаем, что систематическая работа с использованием игр этого комплекса поможет сформировать у детей правильную речь и подготовить их к школе. Поэтому в проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, в подготовительной группе работа продолжится, и в школу все дети пойдут с чистой речью», – заверила старший воспитатель Алла Радченко.
Детсадовцы охотно продемонстрировали свои достижения. Они с интересом играли в различные игры, которые предлагали им мультяшные герои с экрана, при этом учились правильно произносить звуки.
Пятилетняя Даша Шеховцова охотно рассказала, что ей нравится играть с «Лого7», а ее мама Юлия подтвердила, что дочка стала лучше говорить:
«Даша не путает слоги в словах, научилась правильно произносить шипящие и свистящие звуки, ждем, когда «р» получится».
К слову, для родителей в «Радуге» оборудован информационный уголок, проведены консультации, мастер-классы по вопросам использования нового оборудования, мамы и папы продолжают занятия дома, что усиливает эффект.
В последнее время все больше малышей, страдающих чрезмерной двигательной подвижностью. Они неусидчивые, постоянно отвлекаются сами и отвлекают других детей, вокруг них происходят конфликтные ситуации. Направить энергию таких ребят в нужное русло в детском саду №16 «Дюймовочка» помогает проект «Формирование усидчивости у детей с повышенной двигательной активностью посредством использования робототехники».
«Проект направлен на организацию в детском саду игровой техносреды, на формирование у детей основ технической грамотности, внедрение занятий по робототехнике, которые способствуют развитию усидчивости, самостоятельности, инициативности, – поясняет заведующая детсадом Майя Киселёва. – Привлекаем к реализации проекта и родителей, которые дома могут заниматься с детьми робототехникой, и педагога дополнительного образования со Станции юных техников. В проекте участвуют 22 ребенка от шести до семи лет. На грант программы «Здоровый ребенок» приобрели необходимые для занятий разные виды конструкторов».
Воспитанники группы в следующем году пойдут в школу, а пока увлеченно конструируют из лего. Кто‑то строит волшебный дом для Гарри Поттера, другие – дворец для принцессы. Данил Пасичниченко охотно показывает, как правильно собрать магазин для продажи гаек.
«А еще я могу сделать дом, гараж и джип!» – уверяет он.
«Сын любит конструировать, мы часто покупаем ему наборы лего. Рады, что теперь он может это делать и в детском саду. Занятия влияют на усидчивость, внимательность, развивают моторику рук, фантазию и многие другие качества, которые важны при подготовке к школе», – считает мама Яна Пасичниченко.
Мальчишки и девчонки из детского сада №6 «Золотой петушок» чувствуют себя путешественниками, открывателями, кладоискателями: они азартно бегают на свежем воздухе в поисках контрольных точек на игровых площадках и отмечают их на специальной карте. Так они учатся ориентироваться на местности.
«В сентябре у нас стартовал проект «Шахматы на ходу», основная идея которого – развитие физических качеств, умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через спортивное ориентирование. Это уникальный вид спорта, который развивает не только физические, но и аналитические, умственные способности детей в той же мере, что и шахматы. Отсюда и название,» — рассказала заведующая детсадом Христина Санькова.
По итогам диагностики у нас всего 54% детей соответствовали необходимому уровню физической подготовки и всего 24% детей умели ориентироваться в плоскости и пространстве. Начинали учиться ориентироваться на листке бумаги, в помещении группы, а сейчас на территории детсада. Педагоги разработали маршруты, было приобретено необходимое снаряжение – палатки, компасы, детские печати, дыроколы, планшеты для карт. Это совместный проект с детсадом №5 «Березка».
«Со временем планируем устраивать командные соревнования в сквере и городском парке» – поделилась планами заведующая.
Так назвали свой проект педагоги детсада №9 «Рябинушка».
«Его цель – развить у детей с задержкой психического развития сенсорные эталоны, то есть представления о цвете, форме, ориентация в пространстве, – пояснила заведующая детсадом Надежда Лунёва. – Благодаря выигранному гранту мы приобрели более 20 специальных сенсорных игр. Их красочность, разная текстура привлекают ребят, способствуют развитию тактильной, слуховой, зрительной, моторной памяти малышей, представлений о цвете, форме, величине предметов, учат ориентироваться в пространстве».
Под руководством воспитателей и педагогов ребята путешествуют, разгадывают загадки, знакомятся с математикой. Проводятся мероприятия и с родителями.
«От посещения детских садов всегда остаются яркие впечатления, ведь мы воочию видим, каких впечатляющих результатов достигают педагоги, реализуя в рамках программы «Здоровый ребенок» представленные на конкурсе идеи, – поделился своим мнением руководитель группы внешних социальных программ Лебединского ГОКа Андрей Замула. – Улучшается не только здоровье детей, вокруг этих проектов сплачивается серьезная команда, в которую включаются педагоги, медики, представители администрации и мы как представители бизнеса. Но главное, что в этих проектах активное участие принимают сами родители. Они помогают их реализовывать, и потому проекты получают дополнительные эффекты.
В этом году отмечается пятилетие программы «Здоровый ребёнок» в Губкине: прошёл замечательный фестиваль, где были представлены достижения за пять лет, а это более 200 проектов, реализованных детскими садами, медицинскими учреждениями и учреждениями дополнительного образования города. Полезное движение будет продолжено.
«И наши дети будут меньше болеть, а их родители внимательнее станут относиться к здоровью, ведь не случайно целый ряд проектов направлен на формирование культуры здорового образа жизни в семье,» — сказал Андрей Замула.
Подвела итоги пресс-тура замначальника управления образования Ольга Альяных:
«Мы увидели разноплановые проекты, затрагивающие разные аспекты здоровья и развития детей, есть и реальный результат. За последние два года число детей с первой группой здоровья увеличилось с 25% до 37%. Улучшилось качество идей, которые представляют педагогические коллективы учреждений, появляются и проекты, которые объединяют несколько детских садов. Надеемся, что и в дальнейшем компания «Металлоинвест» будет поддерживать наши учреждения в реализации проектов по здоровьесбережению детей.»