«Стоял сильный мороз – ниже 30 градусов, было много снега. Замело так, что в снежном тоннеле нельзя было увидеть проезжающую в метре от тебя полуторку. Мы тогда ходили на участок дороги Салтыково – Бобровы Дворы чистить путь нашим войскам. Работали лопатами, одеты были кое‑как, фуфайку продувало насквозь, но от работы жарко становилось. И каждый понимал: его работа – тоже вклад в победу.
А в начале лета 1942 года рыли окопы. Тогда было совсем другое настроение – тревожное. Ходили мы в Старый Оскол, а оттуда нас возили поездом в район Чернянки и Нового Оскола. Возьмём дома паек для себя, а там, на месте, в сараях лежат раненые солдаты – без сил, полуголодные. Посмотрим на них и отдаем свою еду, хоть чем‑то помочь…
Ночью домой уйдем за новой провизией и тут же назад – утром надо выходить на окопы. С землей тогда научилась работать так, что потом подвал в одиночку за полдня одна выкопала!
После освобождения района – строительство железной дороги. Мы строили участок ниже нынешнего городского парка, снимали бугор. Землю носили кто в чем может, на носилках, в фартуках. Надо было уложиться в кратчайшие сроки. Мы справились за 32 дня. Знали одно – дорогу надо построить быстро – это необходимо фронту.
Во время Курской битвы мы с подругой Марией Журавковой пошли санитарками в госпиталь №3349, который находился на улице Комсомольской. Сейчас в этом здании почта. А тогда вокруг был пустырь и занимали его продовольственные склады. Повсюду – солдаты, патрульные. Немцы бомбили, поэтому госпиталь соблюдал правила маскировки. На ночь окна плотно завешивали. Мы стирали бинты, обмундирование. Натирали руки до мозолей… Всем было тяжело, но все понимали: это нужно Родине, Красной Армии.
Страшно было? А как вы думаете, когда стонут раненые, везде кровь. И умерших сами носили в подвал, а оттуда уже не шли, а бежали. Трудно даже вспоминать это.
Жили в те годы мы в Салтыково, в районе школы №10. Семья большая – три сына и три дочери. Сестру Марию, ей тогда было 23 года, угнали в Германию на работы. Брат Дмитрий погиб в 1943 году, а Иван в 1944-м. Егору было всего 15, его призвали уже в 1945-м, он в боях не участвовал. Старшая сестра Анна все эти годы была рядом. На ней все держалось. И после войны она трудилась в нашем колхозе, была награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени».
Трудная, интересная и заслуживающая уважения судьба у Екатерины Ивановны. Замуж вышла в 1947 году. Муж Михаил Борисович Богатырев – фронтовик, прошел всю войну водителем, получил две медали «За боевые заслуги» и две – «За отвагу». Воспитали супруги двоих дочерей и сына. Все получили хорошее воспитание и образование.
…Чем дальше от нас 1943 год, тем меньше рядом с нам тех, кто причастен к Великой Победе, кто сохранил в памяти годы военного лихолетья. Они всей своей жизнью показали, каким должно быть поколение Победителей. Мне повезло, я имела возможность пообщаться с таким человеком и хотя бы коротко записать воспоминания Екатерины Ивановны Богатыревой – для нас, для тех, кто будет после нас.