Главный хранитель Губкинского краеведческого музея Ирина Алтухова подготовила материалы о участницах Великой Отечественной войны. Сегодня мы расскажем об Ольге Тимофеевне Вороновой, Полине Ивановне Тесленко, Таисии Ивановне Жиленковой, Екатерине Ивановне Выборновой.
Ольга Тимофеевна Воронова, служившая в эвакогоспитале № 1240, вспоминала:
«Мы сами порой удивляемся, как выдержали. И бомбёжки видели, и смерти, и, порой, голодали. Однажды в Германии нам выдали только по два сухаря на сутки. А работа-то тяжёлая. Раненых, бывало, на носилках до поезда через полдеревни несёшь. С ног валились, а работали – принимали раненых, перевязывали, грузили в машины. А сами-то ведь молоденькие, хрупкие. Да ещё и кровь сдавали. У нас с Катей Выборновой была первая группа, так часто приходилось сдавать, порой из двух рук сразу».
Полина Ивановна Тесленко в инфекционный военный госпиталь № 2079 пришла в январе 1943-го под Старобельском. Она рассказывала, что солдат приходилось лечить не только от ран, но ещё и от тифа. Позже, в Карпатах, ей чудом удалось спасти автобус с ранеными, за что её наградили орденом Красной Звезды.
Во время войны в большинстве местных школ размещались полевые эвакогоспитали. В них оказывали первую помощь раненым, а потом эвакуировали в тыл. С конца декабря 1941 и до июля 1942 года Губкинскую среднюю школу занимал эвакогоспиталь № 2252. Он был забит ранеными, ведь линия фронта проходила рядом – в Тиму. Солдаты, умершие по дороге в госпиталь или непосредственно в нём, положили начало братской могиле советских воинов в переулке Героев.
В госпиталь направили работать санитарками многих коробковских и салтыковских девушек. Среди них была Таисия Ивановна Жиленкова, молоденькая учительница, успевшая отработать всего лишь год в школе. Когда госпиталь за день до оккупации Губкина эвакуировался на восток, девушка ушла с ним.
Во время Курской битвы на территории города размещались пять эвакогоспиталей. Осенью они один за другим уходили на запад вслед за наступающей армией. Девушек, работавших в госпиталях, призвали в действующую армию. При демобилизации их наградили знаком «Отличник санитарной службы РККА». Для большинства это оказалось единственной наградой за непомерно тяжёлый труд. Только к 40-летию Победы им вручили ордена Отечественной войны II степени.
Екатерина Ивановна Выборнова часто приходила в Губкинский краеведческий музей на встречи с молодёжью. До последних дней жизни она не могла спокойно говорить о военном времени. Катя работала санитаркой в операционной, причём во время первой операции, при ампутации ноги, потеряла сознание.
Был в военной биографии Екатерины Ивановны и счастливый момент. В мае 1945 года недалеко от Берлина она встретилась с братом Анатолием и там же узнала о Победе. Потом ещё несколько месяцев оставалась в Германии, продолжала выхаживать раненых.
Новый год встретила в Потсдаме. Она тот первый послевоенный «новый год» запомнила на всю жизнь. Сияние огромных люстр в концертном зале, блеск погонов и орденов на парадных мундирах, и, как самое яркое впечатление, – встреча с маршалом Георгием Константиновичем Жуковым. А потом она вернулась домой. Вышла замуж, воспитала детей…