Такое обращение в свой адрес Иван Голяткин ежедневно слышит десятки раз от жителей своего участка. Полицейскому звонят почти ежечасно: посоветоваться, доложить, найти поддержку. И такой плотный контакт с людьми — эффективная профилактика правонарушений, считает он.
Иван мечтал служить в специальном отряде быстрого реагирования или в ОМОНе. К мечте шел через успешную учебу в БЮИ МВД России. После окончания распределили оперуполномоченным в уголовный розыск ОМВД России по г. Губкину. Раскрывая преступления, он задумывался о причинах, мотивах, толкающих людей преступить закон. Ответ решил искать в подразделении по делам несовершеннолетних. За два года службы там понял, что подростки идут на нарушение закона в основном по примеру взрослых.
«Дети по сути и не виноваты, они просто видят то, что совершают взрослые. Значит профилактику преступности нужно начинать не с трудных подростков, а именно со взрослых. А кто работает с таким контингентом? Участковый. На нем лежит задача по профилактике, и я решил перевестись в эту службу», — говорит Иван.
Основная задача участкового, по мнению Голяткина, это не раскрытие преступлений и наказание за административные правонарушения, а прежде всего их профилактика.
«Если не будет хорошей профилактики, то сегодня человек совершит административное правонарушение, а завтра уже и преступление. Согласно статистике, кражи, драки, разбои, убийства совершаются, как правило, в состоянии алкогольного опьянения. Когда для застолья есть повод и люди спокойно собрались, а потом так же спокойно разошлись по домам — это одно. Но есть ведь такие, кому нужно выпить без повода и без меры, а потом этих „героев“ тянет на приключения. И задача участкового — не допустить таких компаний, предотвратить их возможные правонарушения», — уверен Иван Голяткин.
— Вы в должности участкового три года. Быстро удалось войти в курс дела, познать специфику этой службы?
«Да, освоился довольно быстро. Во-первых, помог опыт работы в других подразделениях (уголовный розыск, ПДН), во-вторых, сам жил на участке, который обслуживаю, соответственно знаком почти с большинством местных жителей. В третьих — сразу, как приступил, стал налаживать контакт с каждым, находить общий язык. С потенциально опасным контингентом провожу регулярно беседы, убеждаю, что лучше работать, а не воровать. Заметил, что преступления в основном совершаются, когда у людей много свободного времени, то есть они не работают. Что касается семейных скандалов и конфликтов, тут приходится действовать скорее, как психолог. Выслушиваю одну сторону, другую, пытаемся найти общее решение вопроса. Урегулировав спор, все же держу таких жителей на контроле, чтобы не допустить подобных конфликтов».
— Как удается найти подход к тем, кто может нарушить закон или уже его нарушил?
«По-разному. Например, я обязан поздним вечером проверять ранее судимых лиц, чтобы с десяти вечера и до шести утра они находились дома. Не всем им нравится, что ночью их тревожат, бывает, не открывают дверь. Приходится вызывать их уже в опорный пункт и объяснять, что не открыл участковому — уже нарушение. Такого гражданина беру на особый контроль. В следующий раз он дверь мне откроет. Или были на моем участке те, кто привлекался за мелкие кражи. Такие часто склонны к рецидивам. Сложно, конечно, было донести до них, что нужно устроиться на работу, зарабатывать, жить, не нарушая закон, но это получилось.
— Какой график работы у участкового?
Круглосуточный. И я не шучу. Всё время на телефоне, и ночью тоже. Как я не буду на связи, если кому-то нужна моя помощь? Если на моем участке совершено преступление, я обязан быть на месте в числе первых».
— Вернемся к мечте о службе в специальном отряде быстрого реагирования…
«Физическая подготовка позволяет мне и сейчас сменить место службы и перейти туда, но уже поменялись приоритеты. Появилась семья, дети, да и понял со временем всю мудрость и смысл выражения «Где родился, там и пригодился». Служба участковым нравится, близкие рядом. Могу с уверенностью сказать, что мечта немного изменилась, но она сбылась, — с улыбкой говорит Иван.