Сродни тому, как художник пишет картины, хореограф создает танцевальные номера. Сцена для него — то же полотно, а движения — картины. Каждый профессионал вырабатывает свой уникальный стиль, узнаваемый по художественным мазкам.
И те, кто был в жюри конкурса «Сердце отдаю детям» оценил индивидуальный почерк Ирины Шпинёвой, педагога дополнительного образования Центра развития творчества г. Губкина, которая стала победителем муниципального этапа.
Хореографом Ирина Юрьевна трудится порядка девяти лет. Участие в конкурсе для неё — новый профессиональный виток.
«В подобном конкурсе поучаствовала впервые. Очень рада, что получила такую возможность. Конкурс принес незабываемые впечатления - общение с коллегами, хороший опыт. Это новая ступень в развитии каждого из нас и мощный заряд энергии, который стимулирует двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом. Хочется сказать огромное спасибо всему моему педагогическому коллективу. Благодаря их активности и профессионализму мы одержали победу. Я считаю, что результаты - наш общий успех. Мы в очередной раз продемонстрировали сплоченность, трудолюбие. Выражаю благодарность и организаторам конкурса, которые помогли по-новому взглянуть на профессию. Интересно было посмотреть и на других педагогов, посмотреть, как они работают. Хочется брать с них пример. Ни разу не пожалела, что поучаствовала в этом состязании», - поделилась Ирина Шпинёва.
Конкурсантам предстояло пройти множество этапов. Участники показывали видеовизитку, готовили свою программу.
«Мы углубленно рассказывали о себе. Видеовизитка должна была быть очень увлекательной, интересной. В ней необходимо было рассказать о себе, семье, о том, как проходит рабочий процесс. Мы подошли к этому креативно - с детьми совершили путешествие в мое прошлое. Я рассказала о том, какой путь прошла к своей профессии, с какими пришлось столкнуться сложностями», - рассказала Ирина Шпинева.
На хореографа она училась в Старооскольском педагогическом колледже, танцевала в старооскольском коллективе «Театр танца и пластики» под руководством Владимира Христолюбова. Кроме того, получила высшее образование в БелГУ по специальности учитель физкультуры. Какое-то время Ирина Юрьевна работала воспитателем в детском саду, а после закрепилась в губкинском Центре развития творчества.
Мастер-класс - еще одно не менее увлекательное испытание для конкурсантов. Ирина Шпинёва и здесь подошла инновационно.
«Наверное, многие от меня ждали того, что я продемонстрирую танец. Но мне хотелось донести, мы не просто хореографы. У педагогов свои методы и приемы в работе, что я и показала в своем мастер-классе. Так, как это происходит на моих занятиях. Дети не просто приходят и танцуют. Присутствует театрализация. Подопечных раскрываю с разных сторон. И чтобы прийти к хореографии, нужно пройти определенные ступени. Существует множество приемов - «ладошка», «фотография» и др. На конкурсе педагогам я давала задания. Они побыли в роли наставников и наставляемых, что помогло раскрыть их с разных сторон», - поделилась Ирина Юрьевна.
После муниципального этапа стартовал областной. Здесь педагог дополнительного образование стала лауреатом.
Свои методы, продемонстрированные на конкурсе, она применяет и в работе с юными танцорами в коллективе «Молодежные ритмы»:
«Ведь когда дети только приходят, они застенчивы. Хочется их раскрепостить, показать, что ребенок способен на многое. Задача - избавиться от зажимов. Помогают в том числе и игры. Суть заключается в том, что дети постарше переодеваются в интересных героев, придумывают хореографические связки и комбинации, чтобы наладить контакт со своими младшими «коллегами». У нас большой коллектив, занимаются дети с 8 до 13 лет. И чтобы маленьким было проще, проводим подобные игры. Им это безумно нравится, - говорит победительница конкурса. - Все это мне хотелось продемонстрировать. Этапы конкурса были разные. И самым интересным для меня был именно мастер-класс. Он раскрывает педагога, как личность. Параллельно члены жюри задают вопросы на разную тематику. Вот один из них: «Вам привели ребенка. Вы будете обучать его только танцам?». Так думают и многие родители. Это не так. Чтобы прийти к танцу, необходимо многое пройти. К примеру, прежде чем выучить военно-патриотический номер, с детьми просматриваем фильмы, рисуем, разговариваем с участниками войны. Необходимо, чтобы дети прочувствовали тематику. И это у них отлично получается. Ребята проживают номер. Задайте ребенку вопрос и он расскажет целую историю о своем танце. Для него это не просто набор движений, а жизненный эпизод. При подготовке веселого номера мы также проходим определенные стадии. Кроме того, на занятиях проводим «свечку», где воспитанники делятся эмоциями, рассказывают о том, что им нравится, а что нет, - рассказала Ирина Юрьевна.
Новичкам в коллективе - особое внимание. Для них даже придумали «дневники настроения».
«Бывает, что дети приходят в середине года. Адаптироваться им помогают наставники, видя, что новенький ребенок где-то отстает. В начале занятий обычно в своих дневниках они отражают грустные смайлики, а через какой-то период ситуация налаживается. Мы не оставляем детей один на один с проблемой. Что-то не получается, уделим время после занятия, прорепетируем, подытожим. Ребенок уходит с положительными эмоциями. Родители, видя, как радуются дети, довольны. Это не просто танцевальный кружок, а маленькая жизнь, в которой мы испытываем разные эмоции, - отметила Шпинёва.
Для своих подопечных она не только наставник. Порой приходится быть и психологом, например, чтобы разобрать какую-нибудь неприятную школьную ситуацию.
«Это хорошо, когда ребенок делится, доверяет, - считает педагог.
В коллективе Ирины Шпинёвой и девочки, и мальчики, хотя последних меньше. Ребята не менее способные, хотя поначалу им боязно.
«Мы делали интересные номера и продолжаем это делать. Даже если у нас будет два мальчика, поверьте, найдем выход из положения. Получится замечательный номер. Нашим мальчишкам очень нравится, причем параллельно успевают занимаются и спортом», - уверяет Шпинёва.
По словам Ирины Юрьевны, попробовать свои силы при желании она дает любому ребенку. Вне зависимости от данных и физических особенностей.
«Каждый ребенок может научиться танцевать. Главное - внутренне желание, - считает педагог. - У меня был мальчик, который не слышал музыку совсем. Сейчас все отлично. Любые препятствия преодолимы. Главное - найти верный подход и дать ребенку огонек, настроить на то, что он все сможет».
Воспитанники Ирины Шпинёвой изучают самые разные направления: народный стилизованный танец, модерн, контемпорари, в современном стиле и т.д.
«Не придерживаемся чего-то одного. Пытаемся пробовать все. То же самое касается и базы. Это и станок, и растяжка, и пластика», - объясняет хореограф.
В репертуаре коллектива у ее подопечных есть и любимые номера. Один из них - «Дети войны».
«Мы пробуем много всего. Работаем с различным реквизитом. Но этот номер настолько запал в душу, хотя у нас есть и иные номера на военную тематику. Детям нравится хореографическая лексика, смысл песни. На эту тему мы смотрели много фильмов», - отметила Ирина.
Юные звездочки демонстрировали свой талант на многих площадка, в том числе за пределами Белгородской области. Не останавливали конкурсную деятельность даже в пандемию, правда работали дистанционно.
«Но, конечно, когда выступаем вживую — это совсем другие эмоции, иная жизнь», - говорит хореограф.
В копилке танцоров внушительное количество наград. Впереди - новые номера, покорение новых вершин.