В депо по ремонту электровозов управления железнодорожного транспорта работу не прекращают ни днём, ни ночью. Около полусотни человек каждую смену здесь «лечат» тяговые агрегаты. Слесари по ремонту подвижного состава и слесари-электрики, машинисты кранов, аккумуляторщики и дежурные по депо восстанавливают работоспособность от трёх до пяти машин в день. Для обогрева помещения огромное пространство оборудовали промышленными отопительными установками. Техника работала на оптимальных для двигателя оборотах, которые заложил завод-изготовитель. И не справлялась с задачей.
«Из-за больших оборотов вентилятора воздух не успевал нагреваться, — говорит начальник участка по ремонту электроэнергетического оборудования ТОиР УЖДТ Евгений Чурилов. — Поэтому вместо тёплого воздуха установки выдували холодный. Вместо того чтобы нагревать помещение, отопители его охлаждали. Мало того, что мы работали в верхней одежде, так ещё и шум от агрегатов мешал сконцентрироваться на задачах».
Проблему поймут владельцы проточных водонагревателей. Что происходит при включении сильного напора воды? Правильно, вместо горячей она становится холодной.
Впрочем, Чурилов нашёл решение проблемы. Вместе с коллегами он восстановил нерабочий частотный преобразователь и с его помощью изменил частоту питающего напряжения для электродвигателей с 50 до 35 герц. Проще говоря, сотрудники снизили скорость работы вентиляторов. Эффектов оказалось несколько.
Во-первых, избавились от шума. Во-вторых, в помещении стало ощутимо теплее. В-третьих, расход электроэнергии удалось снизить почти на треть! Теперь преобразователь позволяет регулировать скорость разгона и торможения двигателя. Это дополнительно уменьшает пусковые токи, а значит, и помогает экономить ресурс.
«Затраты минимальные: на 15 тысяч рублей закупили 90 метров кабеля. На один преобразователь запитали сразу четыре отопительных агрегата. Экономия на электроэнергии позволит за два с половиной месяца окупить расходы», — приводит цифры начальник участка.
Евгений Чурилов впервые участвовал в конкурсе рационализаторов. Но проблем с бумажной волокитой, которых порой опасаются коллеги, по его словам, не возникло. Заполнил форму. Приложил расчёты. Получил одобрение руководства Лебединского ГОКа.
«Ничего сложного в оформлении нет. От подачи заявления до готового проекта прошло от силы дней десять», — говорит он.
Проект стал финалистом корпоративного этапа конкурса на лучшее рационализаторское предложение по энергоэффективности по итогам 2022 года. А Чурилов вместе с коллегами уже установил ещё два частотных преобразователя на отопителях в параллельном пролёте электровозного депо. Опытом уже заинтересовались в вагонном и тепловозном депо УЖДТ. Более 72 000 рублей составит экономический эффект за первый год реализации проекта.