В детстве Сергей всё свободное время проводил на станции юных техников. Ребята собирали авто- и авиамодели, а потом запускали их во дворе. Позже парень заинтересовался, как моделями машин и самолётов можно управлять с помощью компьютера. Это стало первым шагом на пути к профессии инженера-программиста. В студенчестве увлёкся робототехникой: было интересно узнать, как между собой взаимодействуют датчики и что управляет двигателем. Начал программировать микроконтроллеры. Осваивал новые технологии и на рабочем месте: участвовал и побеждал в конкурсах молодёжных инициатив, внедрял рационализаторские предложения. Сегодня продолжает совершенствовать производство уже в качестве начальника участка диспетчеризации мобильных технологических объектов управления эксплуатации регионального ИТ-центра города Губкина JSA Group.
Тернистый путь Пять лет назад уже сын-первоклассник Володя заинтересовался профессией отца. Лемехов-старший понял, что современные мальчишки уже в начальной школе хотят сами создавать и программировать механизмы. Пришёл на станцию юных техников и предложил организовать кружок робототехники.
«Поначалу справлялись подручными средствами — обычными конструкторами, которые ребята приносили из дома, чтобы потренироваться в конструировании», — рассказывает он.
3D-принтер на станции уже был — с его помощью «печатали» детали для роботов. Несколько лет назад проект Сергея Лемехова выиграл в грантовом конкурсе Металлоинвеста «Сделаем вместе!». На полученные средства приобрели два профессиональных набора для создания роботов. Под руководством опытного наставника мальчишки и девчонки создавали действующие модели, участвовали в местных и областных конкурсах. И почти всегда возвращались с наградами. Сегодня юные изобретатели занимаются на базе образовательного комплекса «СтартУм»: кружок робототехники стал одним из самых востребованных в центре цифрового образования «IT-куб» станции юных техников. В прошлом году кружок получил ещё пять комплектов для создания роботов и шесть ноутбуков, а также специализированную мебель. Теперь Сергей Лемехов ведёт ещё и занятия по изучению языка программирования Python.
В кабинете, где школьники создают кибермодели, работа кипит. Девять мальчишек и одна девочка делают свои первые роботизированные шедевры. Из крохотных лего-деталей ребятня собирает машины, подъёмные краны, вертолёты и даже… слонов:
«В этом возрасте у ребят нет границ: они фантазируют с разными моделями, потому что не знают ни законов физики, ни алгоритмику. Я помогаю воплотить придумку в жизнь», — говорит Сергей.
Благодаря такому подходу находим нестандартные решения, которые и мне помогают взглянуть на рабочие проблемы другими глазами. Преподаватель дополнительного образования помогает выстроить цепочку блоков, чтобы оживить фигуры. Ребята внимательно слушают, наблюдают и пытаются повторить: самостоятельно подключают датчики, моторы и уже за ноутбуками пишут программы, задавая траекторию движения.
«Занятия робототехникой первоначально развивают мелкую моторику, когда ребёнок собирает модель. Затем изучаем язык программирования и алгоритмику — дети осваивают логическое построение. Когда разберутся, программируем простые модели», — перечисляет Лемехов.
Ребята постарше, после шестого класса, уже работают с микроконтроллерами и собирают роботов посложнее. Такой опыт помогает подопечным Сергея разбираться в современных технологиях и открывает двери в профессию.
«Мальчишки, которые ходили на занятия в первые годы работы кружка, выросли. Некоторые связали жизнь с IT-технологиями: учатся на программистов и администраторов баз данных», — с гордостью рассказывает представитель JSA Group.
Глядя на воспитанников Сергея, трудно поверить, что они не просто играют в конструктор, а создают сложные управляемые механизмы. Они уже не раз побеждали в региональных соревнованиях. Например, накануне Нового года завоевали золото в конкурсе «Машина Голдберга» Белгородского института развития образования.
Машина Голдберга — устройство, которое выполняет простое действие сложными движениями. Чаще всего длинной цепочкой взаимодействий по принципу «домино», где каждый агрегат приводит в движение последующий при помощи физических, механических и электрических взаимодействий. Например, робот толкает металлический шарик, который скатывается по рельсам и запускает машинку. Та, в свою очередь, заставляет падать домино и так далее. В финале получаем простое действие: чайный пакетик опускается в кружку.
Команда из четырёх человек — Егор Винничук, Даниил Рябцев, Вячеслав Белашов и Алёна Иванникова — несколько занятий создавала сложную цепочку из более 10 элементов.
Десятилетний Егор Винничук — уже опытный технарь: ходит в кружок с первого класса.
«Хочу сам программировать роботов. В будущем создам новый механизм или сделаю открытие. Продолжу разбираться в робототехнике, изучать программы, а когда вырасту, устроюсь в IT-компанию», — рассуждает мальчишка.
Восьмилетняя Алёна — единственная девочка в этой компании — робототехникой занимается первый год. Когда-то она увидела слона-робота — и тут же решила, что сделает такого же.
«Мы уже собирали кран, поднимающий и опускающий лёгкие предметы, рельсы, по которым катится шар. Программировать пока не умею, только учусь», — скромничает второклассница.