Долгое время профилактика и борьба с эпидемиями в нашей стране оставались в числе первоочередных государственных задач. В 1919 г. на VII Всероссийском съезде Советов, были выделены три ключевые проблемы того времени — война, голод, эпидемии. За пять лет (с 1918 по 1922 г.) сыпным тифом переболело 20 млн человек. Неудовлетворительное питание, отсутствие необходимых медикаментов, недостаточная сеть лечебных учреждений приводили к высокой смертности. Немало жизней уносили и другие заболевания: возвратный тиф, брюшной тиф, паратифы, малярия и др.
Более 100 декретов Совета Народных Комиссаров были направлены на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний. Среди них декрет «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 г. определил круг задач и права санитарно-эпидемиологической службы как государственного санитарно-контрольного органа.
В этом году санитарно-эпидемиологическая службы России отмечает своё 100-летие. Губкинская санитарно-эпидемиологическая станция была организована 15 сентября 1953 года.
Трудно пришлось нашим коллегам начинать работу по борьбе с инфекциями- не было кадров, отсутствовали транспорт и помещения. В этот период времени в штатном расписании Губкинской санитарно-эпидемиологической станции насчитывалось всего 4 человека: один врач, один помощник врача эпидемиолога, один дезинструктор и один дезинфектор. Энергично и смело вступил маленький коллектив в борьбу за здоровье губкинцев, за предупреждение инфекционных болезней.
Начинали с нуля. Средства на канцелярские расходы, мебель, инвентарь отсутствовали, не были заложены в смету. Тетради и ручки работники приобретали на свои деньги, столы и стулья были подарены Комбинатом КМАруда.
20 сентября 1952 года комиссия Совета министров СССР приняла в эксплуатацию рудник имени Губкина мощностью 500 тыс. тонн кварцитов в год. Строительная отрасль Губкина начала готовиться к главной задаче – освоению Лебединского месторождения в промышленных масштабах.
23 декабря 1955 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Губкин преобразован в город Губкин Старооскольского района. В то время в городе проживало 20 тыс. человек, жилой фонд составлял около ста тысяч квадратных метров. Работали 3 школы, профтехучилище, медсанчасть комбината «КМАруда» и поселковая больница, клуб на 340 мест, три детских сада.
Город Губкин не был благоустроен, отсутствовали централизованное водоснабжение и канализация. В то время регистрировались случаи заболевания брюшным тифом, дифтерией, скарлатиной. Когда в 1958 г. случилась вспышка скарлатины, для госпитализации больных детей на базе медсанчасти Комбината КМАруда было развёрнуто инфекционное отделение. Медицинских кадров для работы в инфекционном отделении не было. Работники санитарно-эпидемиологической станции выходили в ночное дежурство.
Санитарно-эпидемиологическая станция не имела своего автотранспорта. В основном, ходили по инфекционным очагам пешком, а на дальние расстояния выручала лошадь по кличке «Маша». Все инфекционные очаги обрабатывались своевременно. О лаборатории приходилось только мечтать. Наконец, в 1958 году была организована бактериологическая лаборатория. В 1960 году в составе санитарно-эпидемиологической станции был организован отдел профилактической дезинфекции.
В 1961 году начала работать санитарно-гигиеническая лаборатория. С этого периода начался рост кадров. Санитарно-эпидемиологическая станция получила автотранспорт и оборудование для лабораторий. С 1959 года уже среди губкинцев не регистрировались случаи заболевания дифтерии среди детей, сыпного тифа среди всего населения.
Шли годы, на смену одних кадров приходили другие. Росла и развивалась Губкинская санитарно-эпидемиологическая служба.
Не каждому молодому специалисту повезло так как мне в конце 80-х прошлого века, в начале своей профессиональной деятельности. Я получила распределение после окончания Рязанского государственного медицинского института им. академика И.П. Павлова врачом-стажёром в Губкинскую городскую санитарно-эпидемиологическую станцию, где работали более 70 специалистов.
В тот период в службе работали три заслуженных врача Российской Федерации: Мозговой Иван Максимович, Бушманова Раиса Алексеевна и Королёва Галина Александровна. За спиной у каждого из них были огромный «багаж» знаний, опыт и высокий профессионализм. Каждый из них обладал выдающимися способностями и внутренней привлекательностью. Ведь, в таком промышленном городе как Губкин- жемчужине КМА, непросто было работать. Работать так, чтобы на административной территории сохранялась благополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка: не допускались вспышки инфекционной заболеваемости и пищевые отравления, обеспечивалась профилактика профессиональной заболеваемости. И марку эту на высоком профессиональном уровне несла на себе Губкинская санитарно-эпидемиологическая служба.
Сегодня, десятки специалистов, работавших рядом с Мозговым Иваном Максимовичем, Бушмановой Раисой Алексеевной и Королёвой Галиной Александровной, могут уверенно сказать, что они состоялись в своей профессии и поклониться им – своим учителям!
Новое столетие, обновлённая служба. Но ключевые цели и задачи остались неизменными – обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, обеспечение защиты прав потребителей как одного из условий повышения уровня и качества жизни граждан.
Уважаемые коллеги, дорогие ветераны, поздравляю вас со 100-летием образования санитарно-эпидемиологической службы страны! Желаю вам крепкого здоровья, дальнейших успехов в жизни!
Н.С. Имамедова