Клирик храма в честь апостола Иакова, брата Господня, протоиерей Алексей Понкратов с командой молодёжи 2-го Губкинского благочиния летом побывал на перевале Дятлова. Группа пыталась разгадать тайну загадочных событий, которые произошли на этом перевале более 60 лет назад. Однако поездка запомнилась губкинцам и ещё одним интересным событием. Рассказывает отец Алексей.
При возвращении с Урала, с перевала Дятлова, наш путь пролегал через Пермский край. Край очень красивый, суровый, таёжный. Край, который просто истыкан сталинскими лагерями и пропитан кровью мучеников и исповедников веры православной. Когда проезжали один из множества населённых пунктов – посёлок Мошнёво, у машины пробилось колесо.
«Отец Алексей, а почему вон там деревья не растут и поле какое‑то странное?» – обратился кто‑то из мальчишек.
«Спроси вон у того дедушки», – отмахнулся я и указал на местного жителя, остановившегося неподалёку. Ребята пошли к нему. Мы закончили замену колеса и стали забрасывать рюкзаки в багажник машины.
В этот момент подошли мальчишки и рассказали, что место, где не растут деревья, это кладбище заключённых, окончивших здесь свои дни во время сталинских репрессий с 1938 по 1957 годы. Я перекрестился и произнёс вслух:
«Царство Небесное невинно умученным здесь страдальцам».
Вся наша группа перекрестилась, и мы тронулись дальше. Я даже и представить себе не мог, что эта остановка станет началом удивительной истории.
…Когда мы с перевала Дятлова вернулись в город Ивдель, наша группа расположилась в гостинице. Стали приводить себя в порядок и готовиться к предстоящей службе на праздник Преображения Господня. Заранее я созвонился с настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Ивделя протоиереем Александром Мельниковым и попросил его разрешить мне сослужить с ним. Он с радостью согласился, и мы вместе послужили. Окончив службу, я подошёл к отцу Александру и поблагодарил его за предоставленную возможность.
Разговорились, и он поведал, что занимается восстановлением памяти священников, замученных в лагерях Ивдельлага НКВД СССР. Поясню: на территории Ивдельского района Свердловской области с 1938 по 1957 гг. находилось более 25 исправительно-трудовых лагерей – зон, где содержались репрессированные, уголовники, находившиеся в немецком плену солдаты и офицеры, священнослужители и другие не годные режиму граждане Советского Союза. Более 400 тысяч человек прошли через Ивдельлаг. Были знаменитые сидельцы, среди них врач-психиатр кремлёвской больницы Воронов, биофизик Чижевский, бригвоенюрист Чаксте, певица Лидия Русланова.
«Чем я могу вам помочь?» – заинтересовался я.
Отец Александр сообщил, что в списке, который он подготовил, есть имена и фамилии священников из нашей епархии. Попросил разузнать побольше о них, если будет такая возможность.
«Память о тех годах не должна исчезать», – сказал отец Александр.
Я поблагодарил его за радушный приём и взял список с 250 фамилиями священников, прошедших через ужасы Ивдельского управления лагерей.
Возвратившись в Губкин, я на некоторое время отложил врученный мне список. Мне хотелось как можно больше рассказать про перевал Дятлова и событиях, произошедших на нем. Про красоты горы Отортен и плато Маньпуппунёр. Но у Бога всё промыслительно, и вскоре я вернулся к бумагам, переданным мне отцом Александром. Стал их изучать. Каково же было удивление, когда я обнаружил в этом списке фамилию и данные священника, служившего в храме Архистратига Михаила села Тёплый Колодезь Губкинского района. Зиновьев Порфирий Иванович был осуждён по статье 58 ч. 10, 11 на восемь лет.
Я не мог поверить своим глазам – это ведь священник, служивший в Тёплом Колодезе, месте, где находится мой дом, где я живу! Описания в списке были краткими, в них значились даты прибытия в лагерь и перевода, статья и место отбывания срока – с. Мошнёво.
Кем же он был, отец Порфирий? Как узнать подробнее о его дальнейшей судьбе? Сумел ли он выжить и вернуться домой или же окончил свой земной путь в заключении? Множество вопросов крутилось у меня в голове, а ответов – ни одного. Я созвонился с отцом Александром и спросил, что делать дальше и как можно разыскать в архиве личное дело отца Порфирия? Отец Александр поделился своим опытом. Помогли мне также мои друзья Павел и Иван, и стало всё получаться. Вскоре мы уже читали выписку из протокола допроса отца Порфирия.
На допросе он держался стойко, отвечал смело и правдиво, не сломался и не оговорил себя.
История жизни Порфирия Ивановича Зиновьева дошла до нас скупыми фактами биографии. Уроженец села Волково Боброводворского округа Курской области. В 1906–1909 гг. проходил военную службу в Русской Императорской Армии в Севастополе. После демобилизации домой не вернулся, а в 24 года поступил послушником в мужской монастырь г. Севастополя. В 1911 году сдал экзамены на псаломщика, а в 1914-м был мобилизован в действующую армию. После демобилизации в 1919 году в Севастополе рукоположен в сан диакона и направлен на служение в Мелитопольский уезд Таврической губернии. В 1925 году рукоположен в сан священника, а в 1928-м определён в церковь села Салтыково. Спустя три года Преосвященным Митрофаном (Русиновым), сменившим епископа Онуфрия на Старооскольской кафедре, был переведен на служение в храм Архангела Михаила села Тёплый Колодезь Старооскольского района Курской области.
7 ноября 1938 года в дом отца Порфирия постучали. Он открыл дверь и впустил сотрудников ОГПУ.
«Вы арестованы по подозрению в контрреволюционной деятельности», – сказал один из входящих.
Провели обыск и отвезли батюшку в новооскольскую тюрьму.
Из протокола допроса известно (архив УФСБ по Белгородской области, д. 8085), что отца Порфирия силой заставляли оговорить себя. Ему задавали вопросы следующего характера:
«Зимой 1937 года, обходя дворы для сбора пожертвований, Вы говорили, что Сталинская Конституция служит для затуманивания глаз гражданам?».
Батюшка отвечал:
«За всё время моей службы в Тёплом Колодезе я никакие пожертвования не собирал и никаких разговоров о Сталинской Конституции не проводил».
Отец Порфирий постановлением ОСО от 15 апреля 1939 года был приговорён к восьми годам концлагерей. С момента ареста 7 ноября 1938 года по момент осуждения 15 апреля 1939 года находился в тюрьме г. Новый Оскол. 22 апреля 1939 года был этапирован в Ивдельлаг. Прибыл он туда 16 мая, а через три месяца, третьего августа, был снова этапирован в Усольлаг на станцию Сама посёлка Мошнёво Пермской области. Второго февраля 1942 года отец Порфирий умер. Он страдал ярко выраженной эмфиземой лёгких. Пытался из‑за болезни подать прошение на обжалование приговора, но жалоба была отклонена.
…Читал выписку из личного дела, и у меня перед глазами всплыла картина нашей непредвиденной остановки в селе Мошнёво. Место, где не росли деревья, и странное поле. Место, где, по рассказу местного жителя, захоронены заключённые и где вероятнее всего похоронен отец Порфирий. И, значит, остановка наша была не случайна. Словно отец Порфирий дал нам знак остановиться именно здесь. Мол, земляки, не проезжайте мимо, помолитесь о страдальцах, здесь лежащих и невинно умученных. Кто бы мог подумать, что запланированное путешествие на перевал Дятлова станет отправной точкой в деле разгадки «странного» места – места, где покоится ныне отец Порфирий Зиновьев.
Рассказав ребятам про удивительную находку, поведав жизнеописание нашего земляка, я задумался о новом путешествии на Урал в 2022 году. Цель – найти точное место погребения теплоколодезянского настоятеля. Возможно, и удастся найти тот столб с номером, который обычно ставили конвоиры на могилы заключённых. Испросить благословения епископа Софрония на перезахоронение останков отца Порфирия рядом с храмом в селе Тёплый Колодезь, где он до последнего стоял у престола Божьего и возносил к Господу свои молитвы за пасомых. Забрать его с холодного севера и вернуть на малую родину, где он не был почти 80 лет.
В следующем году будет ровно 80 лет со дня кончины отца Порфирия, и слава Богу, что мы узнали о нашем земляке и будем помнить о нём. А память – это наша совесть, которая звенит в сердцах, возвещая и напоминая о том, что кто не помнит прошлого, не сможет достойно жить в настоящем. Царствие Небесное невинно умученным в годы лихолетья страдальцам.
Память
Воспоминание эпохи, прошедшей где‑то позади,
Воспоминанье – отголосок
страданий, боли и тоски.
Страданий тех, что пережили,
сжимая сильно кулаки.
Как сердце страшно, гулко билось
в бессилье от грубости и лжи.
Переживание той боли, как камень,
замерло в сердцах,
И звуки выстрелов в темницах
так чётко выбиты в висках.
Но человечность победила,
преодолела трусость, страх!
Любовь, ты помогла, согрела,
ты Бога сберегла в сердцах!
Воспоминание эпохи,
прошедшей где‑то позади, –
Урок, который был получен
для жизни, веры и любви.
Алексей Понкратов