В ночь на 2 февраля 1959 года на перевале на Северном Урале при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов под руководством Игоря Дятлова. С тех пор было выдвинуто десятки версий причин трагедии — от мистических до военных экспериментов. Тайну знаменитого перевала Дятлова попытались раскрыть и губкинцы.
Клирик Храма в честь апостола Иакова, брата Господня протоиерей Алексей Понкратов с командой молодёжи 2-го Губкинского благочиния этим летом побывал на загадочном перевале. Своим рассказом о поездке он поделился с «НВ».
Мысль и сама идея посетить это место не оставляла меня с 2011 года, когда впервые я прочёл об этом перевале. С одной стороны — загадка. А с другой — я, православный священник, который даёт советы прихожанам в духовной сфере, и получается, не могу найти ответ на эту мистику? Меня год за годом не отпускала эта мысль, и манило необъяснимое. И вот, собравшись с духом и желанием, я собрал команду из молодёжного отдела 2-го Губкинского благочиния и отправился на этот самый перевал Дятлова.
Напомню читателям, чем знаменит этот перевал. В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года в районе горы Отортен, на горе Холатчахль Ивделевского района Свердловской области при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов из девяти человек. Они покинули платку в сильной спешке, изрезав её изнутри. Туристы убежали без обуви вниз, к лесным зарослям кедра и сосны. Через три недели обнаружили трупы пятерых из них в 500 метрах от палатки. Спустя три месяца нашли ещё четыре тела в полутора километрах от палатки. У погибших отсутствовали языки, глазные яблоки, ушные раковины и другие мягкие ткани тела. Следствие сделало вывод, что людей убил мороз в -30С и сильный ветер.
Город Свердловск и институт УПИ в недоумении от произошедшего, похоронили своих жителей и студентов.
Шли годы, и эта трагедия рождала легенды. Сами жители Ивдельского района подогревали мифы с целью денежной выгоды. Средства массовой информации нагнетали атмосферу таинственности и ужаса, поднимая себе рейтинги. А обычные обыватели, поверив всем версиям, считали это место роковым.
Хочется немного забежать вперёд, и сказать несколько слов. Когда мы ехали на перевал, путь был не близок, и мы остановились в городе Красноуфимск на ночлег в хостеле. К нам подошёл постоялец хостела, и узнав, куда мы направляемся, поинтересовался, зачем мы туда едем. Узнав цель, ужаснулся и стал всячески отговаривать, объясняя, что там портал в потусторонний мир. На мой вопрос, откуда такие данные, он ответил, что надо смотреть телевизор.
И привёл в пример интервью Первого канала с коренным жителем народа манси — Валерой. В ответ мы лишь улыбнулись. Парадокс заключался в том, что возвращаясь обратно с перевала в город Ивдель, водитель, который вёз нас, заехал в деревню Манси за своим другом. И здесь мы повстречали того самого Валеру-манси. На мой вопрос о перевале Дятлова, смерти туристов и интервью Первому каналу, Валера ответил просто:
«Купи золотой корень у меня за две тысячи рублей, и я тебе дам интервью, какое захочешь, и всё,что хочешь, подтвержу».
Я задумался. Выходит, большая ложь покрыла собой те события на перевале, а нелепая смерть туристов стала поводом для бесовщины.
С 10 по 21 августа группа актива молодёжного отдела 2-го Губкинского благочиния под руководством протоиерея Алексея Понкратова, совершила поездку на Северный Урал на перевал Дятлова. Путь был неблизок — около трёх тысяч километров пришлось преодолеть от Губкина до города Ивдель Свердловской области. Затем 180 километров на машине ГАЗ 66 до места заброски, и ещё 30 до самого перевала пешком по тайге и горной местности вдоль реки Ауспия.
Тяжёлые рюкзаки и трудная тропа будто пытались нас не пускать к таинственному месту, но мы упорно шли вперёд, понимая для себя важность достижения той цели, к которой готовились долгое время. Путь проходил по тайге и болотам, нам повезло, что в августе нет комаров и оводов. На второй день пешего маршрута нам повстречался медведь. Ощущение вблизи хищника очень мобилизует волю и инстинкт самосохранения. К счастью, в этом году много грибов, ягод и шишек, медведи сытые и не представляют большой опасности.
16 августа мы вышли на перевал Дятлова. Это место даже летом сохраняет холод. Ветер пронизывает до самых костей, причём дует, не стихая. Растительности на перевале нет, только камни и немного мха. На краю стоит большая каменная глыба, на которой закреплена памятная плита с именами и фамилиями погибших туристов. В километре от этой глыбы, на месте, где ориентировочно находилась палатка туристов, недавно установили обелиск погибшим дятловцам. Автор обелиска попытался показать, как ребята пытались вырваться из плена снежной бури. В нескольких метрах от обелиска стоит железный треугольник, обозначающий место, где находилась палатка. Он был установлен профессором Буяновым в 2014 году.
Осмотрев это место, я поинтересовался у каждого участника нашей группы, что они думают о той трагедии. Как известно, сколько людей, столько и мнений, но в итоге ребята согласились с той версией, которую рассказал им я.
Опираясь на выводы прокуратуры Свердловской области и следственного комитета Москвы, опубликованных в 2019 году в официальных источниках — на сайтах этих ведомств,- можно сказать следующее. Палатка была поставлена на склоне горы Холатчахль на камнях (в снегу они слабо заметны, но летом отчётливо видны) в неудобном месте. Нарост снега стал двигать эти камни на палатку, так случается из‑за сильного ветра. Несколько крупных камней накатились на палатку, и тем самым травмировали некоторых членов группы Игоря Дятлова. Сознавая угрозу, ребята стали в спешке покидать палатку, изрезав её изнутри. Ночью, в метель и сильный мороз они хотели добраться до оставленных в схроне (тайное укрытие,убежище) вещей. Чтобы не тащить весь груз на гору Отортен, ребята заранее сделали схрон, и на обратном пути планировали его забрать. Страх, паника, отсутствие орентира в метель, тяжело травмированные товарищи на руках не позволили им добраться до схрона.
Спустя час, как они покинули палатку, Дятлов все же решился дойти до неё за вещами и спичками, но мороз, усталость, переохлаждение сделали своё дело — туристы замёрзли и умерли.
Невозможно было предугадать такой исход дела — как себя поведёт природная стихия Северного Урала. Выслушав меня, ребята стояли молча, каждый из них пытался осознать произошедшее здесь много лет тому назад. В СМИ при обсуждении темы перевала Дятлова, часто даётся оценка самому Игорю Дятлову — опытный турист. Но в 22 года, а именно столько было ему тогда, человек не может быть опытным туристом. Я почти 20 лет занимаюсь туристическими походами, и могу с полной уверенностью сказать, что в 22 года он был мальчишкой с маленьким опытом туристических экспедиций. Имея за плечами почти 100 походов, я и то считаю себя малоопытным туристом, а Игорь Дятлов только начинал этот путь. Малоопытность, амбициозность, недооценка зимних условий Урала и ещё десяток причин и привели к гибели группы Дятлова.
Сопереживая трагедии, произошедшей на перевале, мы совершили там панихиду по погибшим туристам, поминая каждого поимённо. Панихида шла недолго, и на это время по воле Божией, не смолкающий здесь никогда ветер, стих. Из‑за облаков выглянуло солнце, сама природа вместе с нами молилась за погибших. Чудо Божие — так я могу охарактеризовать произошедшее.
Тайна перевала Дятлова оказалась вовсе и не тайна, а простое стечение обстоятельств, которые привели к гибели молодых ребят. Уроков из этой трагедии можно вынести очень, очень много. Но главный урок — они боролись за жизнь, они хотели жить! Жизнь — бесценный Божий дар, который нужно ценить, и прожить так, чтобы в конце жизненного пути не было больно за бесцельно прожитые годы.