Новое Время

Доверчивость, наивность, поспешность. Три «кита» жертв телефонных мошенников

12 декабря 2021, 11:15ОбществоФото: Юлия Яковлева Андрей Елисеев, Александр Рощупкин, Александр Савченко, Татьяна Бурцева

Губкинцы в этом году «подарили» мошенникам более 15 миллионов рублей. Мошенничество стало настоящим бедствием. При этом жертвами становятся люди разных возрастов и профессий. Как оградить их от растущей армии мошенников? Почему число обманутых гораздо меньше количества наказанных? Ответы на эти и другие вопросы — в нашем материале.

Брифинг по вопросам безопасности граждан в сфере телефонного мошенничества с банковскими картами прошёл 9 декабря в администрации Губкинского городского округа. На нем присутствовали заместитель главы администрации, секретарь Совета безопасности Александр Рощупкин, начальник отдела участковых уполномоченных и подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД по г. Губкину Андрей Елисеев, старший менеджер по обслуживанию клиентов Сбербанка Татьяна Бурцева, начальник Губкинского офиса Газпромбанка Александр Савченко, журналисты местных СМИ.

Андрей Елисеев, Александр Рощупкин, Александр Савченко, Татьяна Бурцева
Фото: Юлия Яковлева

«Вопрос мошенничества актуален сейчас для всей страны. Число преступлений такого рода не уменьшается, а суммы, которые люди переводят преступникам, растут. В Губкинском городском округе еженедельные суммы ущерба исчисляются миллионами рублей. Администрация городского округа распространяет наглядную агитацию для профилактики мошенничества, но комплекс принятых мер пока не дает должного эффекта. А преступники внедряют новые способы и приемы кражи денег», – открыл брифинг Александр Рощупкин.

За 11 месяцев этого года в городском округе было зарегистрировано 176 фактов мошенничества, из них раскрыто 53. Самый большой перевод мошенникам в этом году составил более четырех миллионов рублей. А в общей сложности в текущем году губкинцы «подарили» мошенникам более 15 миллионов.

Как отметил Андрей Елисеев, это только те случаи, когда потерпевшие обратились в полицию, а ведь бывает и так, что жертвы предпочитают не сообщать о случившемся в правоохранительные органы.

Доверчивость, наивность, поспешность … Всё, вы – жертва

Андрей Викторович рассказал о распространенных сейчас способах мошенничества. Например, человеку звонят и сообщают, что его родственник попал в беду, и чтобы помочь ему, нужна немалая сумма денег. Или же звонят, представившись сотрудником банка, и сообщают, что карта гражданина заблокирована, и чтобы разблокировать её, необходимо сообщить номер карты и трехзначный код. Получив данные, мошенники снимают все имеющиеся на счету деньги. 

Бывает, мошенники представляются сотрудниками полиции и сообщают человеку, что с его счета преступники пытаются снять деньги. Заинтриговав жертву, злоумышленники предлагают перевести все накопления на якобы безопасный счет.
Еще одним способом мошенничества является компенсация за ранее приобретенные лекарства или БАДы. Но чтобы получить её, нужно сообщить данные банковской карты.

Также мошенники звонят и сообщают жертве о том, что взломан её личный кабинет на сайте Госуслуг. Просят назвать логин и пароль, взламывают кабинет на самом деле, и используя персональные данные человека, оформляют от его имени кредит, затем переводят деньги на свои счета. Мошенники все время находятся на связи с жертвой, при получении кредита просят не выключать телефон, чтобы они могли слышать происходящее.

«Преступники действуют профессионально, целенаправленно, методично и последовательно. Выбирают себе наиболее внушаемую жертву и добиваются своего», – сказал Александр Рощупкин.

Раскрываемость такого рода преступлений низкая по ряду причин. Чаще всего мошенники проводят свои махинации, находясь в других городах и регионах, а сим-карты, с которых звонят, как правило оформлены на людей, ведущих антиобщественный образ жизни.

Андрей Елисеев
Фото: Юлия Яковлева

«Мы живем в 21 веке, преступники придумывают всё новые способы обмана, используя современные технологии и доверчивость людей. Мы принимаем все меры для того, чтобы виновные были найдены и понесли наказание, но лучшим способом борьбы с мошенничеством является профилактика», – подчеркнул Андрей Елисеев.

Послушали и забыли?

Полицейскими еженедельно проводятся беседы с людьми, объясняют, как не стать жертвой преступников. 

«Перед нами стоит задача оповестить каждого жителя городского округа. Участковые проводят поквартирный и подомовой обход. В среднем в неделю сотрудники правоохранительных органов проводят около 2000 встреч на тему профилактики мошенничества», – уточнил Андрей Елисеев. 

Как показывает статистика, почти со всеми пострадавшими, предварительно была проведена беседа, но почему‑то это не спасло их от уловок преступников.

Бросайте трубку сразу

Сотрудники финансовых организаций почти ежедневно сталкиваются с жертвами мошенников, но вопрос возмещения ущерба – очень сложный. 

«Человек сам, добровольно, перевел деньги или оформил кредит. Все действия совершены с его согласия, тут банк бессилен. Другое дело, если совершён взлом личного кабинета и деньги списываются без согласия клиента. Тогда действия приостанавливаются системой защиты банка, клиенту звонят и просят подойти в офис учреждения», – пояснил Александр Савченко. 

Татьяна Бурцева уточнила, что настоящие сотрудники банка никогда не будут спрашивать персональные данные и сведения о картах. Эти данные и так есть в банке. 

Татьяна Бурцева
Фото: Юлия Яковлева

«Сотрудники банка могут позвонить и проинформировать о банковских услугах или попросить оценить их работу. Никакие сведения они не спрашивают. Если вам позвонили и сообщили, что ваши деньги хотят украсть, сразу же бросайте трубку. Не продолжайте разговор», – предупредила она.

Если всё же есть сомнения, то можно обратиться на «горячую линию» банка и уточнить сохранность своих финансов. Не забывайте, что все преступления происходят благодаря информации, которую предоставляет сам пострадавший.