24 июня в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания по проблемам образования, организованные комитетом по образованию и науке.
Возможность высказать свое мнение о том, как с максимальной эффективностью для интеллектуального и физического развития детей организовать учебный процесс в школе, наряду с парламентариями получили наиболее опытные педагоги страны. В их числе была учитель физкультуры средней школы №17 города Губкина Наталья Швыдкая.
Немаловажно сказать, что для выступления с главной трибуны страны ей первоначально регламентом отводилось пять минут. Но, учитывая, что в дискуссии приняли участие Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский, выбравшие большую часть регламента ответами на поступившие в их адрес вопросы из зала, время следующим выступающим было урезано до трёх минут. Так что Наталье Швыдкой и её коллегам пришлось оперативно перестраиваться.
Для сравнения: физически хорошо подготовленная женщина во время легкоатлетических соревнований за три минуты может пробежать расстояние в 1 км, при сдаче нормативов ГТО примерно за такое же время – сделать 100–120 отжиманий руками от пола.
И если отстаивать честь города и области на различных спортивных соревнованиях и фестивалях ГТО для нашей Натальи – дело вполне привычное, то выступать с трибуны в Госдуме под таймер с обратным отсчетом времени перед глазами оказалось очень непросто.
Но она и тут справилась, сумев привлечь внимание зала к своим размышлениям и получив от спикера Госдумы Вячеслава Володина дополнительную минуту времени для выступления.
«Мое выступление было посвящено сохранению здоровья детей. Эта проблема очень актуальна для всего школьного образования. На парламентских слушаниях была озвучена страшная статистика: за 2017 год в стране зафиксировано 200 случаев травм со смертельным исходом у школьников во время занятий физкультурой. Что за этим стоит? Слабое здоровье, низкий уровень физической подготовки детей, отсутствие контакта с семьёй, а порой и плохая организация учебного процесса в целом.
Готовясь к выступлению, я созванивалась со школьными преподавателями из разных городов – Москвы, Владивостока, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, чтобы узнать о том, как обстоят дела у них? Проблемы приблизительно общие – ослабленное здоровье детей, неукомплектованность школ медицинскими работниками, дефицит спортивного инвентаря. Создавшуюся ситуацию может изменить только комплексный подход: в безопасности занятий физкультурой, качественной физической подготовке детей должны быть заинтересованы и школа, и дети, и родители. Но, прежде всего, в каждой школе должен быть медицинский работник, который постоянно находится на дежурстве, чтобы при необходимости оказать квалифицированную медицинскую помощь. Сегодня критическая ситуация со здоровьем ребёнка на занятиях может возникнуть не только при травме. Одни только аллергические реакции чего стоят, а ведь еще немало случаев обострения хронических заболеваний, тяжелых инфекций, послед-ствий перенесенных стрессов и т. д.
Поэтому нам важно иметь полную информацию о здоровье детей. При этом каждый ребёнок должен быть вовлечен в занятия физкультурой и спортом, это должно стать у него внутренней потребностью. Сегодня уже не выдаются справки об освобождении от физкультуры, а делается пометка о допуске к занятиям в спецгруппах – А и Б. Подбор определенных упражнений с учётом допустимой нагрузки возложен на учителя, правильный психологический настрой ребёнка – тоже,» – говорит Наталья.
К ней самой такое осознание пришло далеко не сразу. Получив аттестат зрелости в своей же средней школе №17, Наталья отправилась добывать знания в пед-институт. Тогда физкультура и спорт для нее вполне укладывались в рамки вузовской программы. Но, вернувшись в родную школу с дипломом учителя начальных классов, ей пришлось взять на себя и уроки физкультуры. Проводить их неожиданно ей очень понравилось: это придавало энергии, позволяло быть с учениками на одной волне. Так что продолжение учебы на заочном отделении спортфака Белгородского университета стало для нее точкой активного вхождения в спорт.
И сегодня в коллективе управления образования городского округа Наталья Швыдкая – одна из самых ориентированных на личные достижения в физкультуре и спорте педагогов. За ней устойчиво закрепилось лидерство в силовой гимнастике, в ежегодной городской спартакиаде и на сдаче нормативов ГТО. Причем, наряду с поддержанием образцовой физической формы, она профессионально изучает фундаментальный аспект физического воспитания. Защитив диссертацию по теме «Информационные технологии как средство формирования ценностного отношения учащихся к занятиям физкультурой», Наталья увлечена разработкой и внедрением в процесс школьного преподавания новаторских методик.
«На мой взгляд, важно не отказываться от плодов цивилизации, а делать их максимально полезными для здоровья. Согласитесь, что современные гаджеты – это не только предметы для игр, развлечений и многочасового сидения на месте. Шагомер, пульсометр, тонометр, всевозможные умные очки и наушники, гаджеты для контроля за осанкой и многое другое – все это должно служить человеку, защищать его от травм, стрессов, способствовать долголетию. Со своими учениками мы используем практику кьюар кодов, которые дают возможность считывать, например, информацию об упражнениях на спортивных снарядах,» – поясняет педагог Швыдкая.
Наталья убеждена, что путь к долголетию человека начинается с младых ногтей. Люди много теряют, начиная заботиться о здоровье в зрелом возрасте. Эти потери отражаются не только в их медицинских картах, а главное – в настроении, когда человек перестает испытывать радость от жизни.
1 декабря 2019 года в Томске подводились итоги Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России». Став победителем на его региональном этапе, Наталья Швыдкая защищала там свой новаторский педагогический опыт перед коллегами из всех регионов России. На Белгородчину вернулась с дипломом лауреата.
Так что многое из личных ее достижений в спорте, а также педагогических наблюдений за 17 лет работы в школе осталось за полями выступления в Государственной Думе. Но она убеждена – вопрос на парламентских слушаниях обсужден очень своевременно. Депутаты и педагоги задали ориентир российским школам на расширение ценностной стороны школьного образования. Дело за творческой инициативой педагогов на местах, за убеждением и личным примером, который лучше всего вдохновляет окружающих, особенно детей.