Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко 2 февраля провела в Москве встречу с тружениками социальной сферы села. Главными участниками актуального разговора о перспективах развития своей малой родины стали представители 67 регионов России – школьные учителя, медицинские и социальные работники, культорганизаторы. В их числе четверо посланцев Белгородчины: библиотекарь из Корочанского района Ольга Семиног, учитель из города Строитель Анна Мишенина, врач из Красногвардейского района Андрей Иконников и социальный работник из Губкинского городского округа Юрий Соловцов.
Выяснилось, что участие в форуме для Юрия Михайловича совпало с 60-летним днём рождения. Так что разговор сам собой вышел за рамки предполагаемого отчета о поездке в столицу.
И все же отправной точкой беседы стала встреча в Совете Федерации.
— Признайтесь, каково было находиться в кресле, оборудованном персональным микрофоном, монитором, пультом для голосования, где обычно сидят члены парламента и рассматривают принятые Государственной Думой законы? – поинтересовалась я у собеседника.
— Да уж, волнение присутствовало. Причем диалог с нами вела не только спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, но и ее заместители Николай Федоров и Галина Карелова, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, представители министерств – здравоохранения, образования, культуры, труда и заработной платы. И все они говорили об одном – как сделать жизнь селян более комфортной, перспективной. Это наша тема, так что всякие волнения улеглись быстро. Непосредственное общение продолжилось и в перерывах между пленарными заседаниями.
— Какая из обсуждаемых проблем вам показалась наиболее актуальной? Что особенно запомнилось, о чем вы сразу же захотели поделиться с коллегами по социальной работе?
— В своем выступлении Валентина Матвиенко назвала нас сельской интеллигенцией. И это было приятно слышать. А еще она предложила объявить 2019 год Годом села в России, что вызвало бурные аплодисменты зала.
Очень много ценного и полезного для себя мы узнали из выступлений представителей разных министерств. Мне лично было приятно слышать, что не только на Белгородчине, но и в других регионах России успешно продвигается в жизнь программа по развитию сельских территорий. Отмечено, что за 15 лет в ее реализацию уже вложено почти 483 млрд. рублей. И правительством ставится задача усилить эту работу.
Еще меня порадовало обсуждение ситуации с сельским здравоохранением. Опять же в масштабах страны взят курс на осуществление проекта «Земский доктор», обновление парка автомобилей для «Скорой медицинской помощи». А ведь у нас на Белгородчине уже повсеместно открываются современные ФАПы, в медучреждения направляется транспорт, нарабатывается опыт закрепления специалистов в селе.
В общем, вернулся я домой с позитивным настроем, с желанием и дальше работать на пользу селу, людям.
Скажу сразу, благородное дело, которым занимается Юрий в родной Ивановке и двух прилегающих к ней хуторах – Михайловском и Осиновском, очень точно отражает статус сельского интеллигента. Ведь социальный работник в селе – это главный помощник одиноким старикам и инвалидам, для которых жизнь в глубинке один на один с проблемами – настоящая беда.
На его попечении находятся одиннадцать земляков, каждый из которых и дышит‑то, можно сказать, полной грудью во многом благодаря заботе соцработника. Ведь он не только обеспечивает пожилых людей продуктами, лекарствами, товарами первой необходимости, но и осуществляет полный уход за ними самими, их домом, подворьем. Причем его доброта вдвое, а то и втрое перекрывает необходимый перечень обязанностей.
Кто знает, как без него обходилась бы 90-летняя Мария Михайловна Черных, у которой нет ни детей, ни мужа? Раньше эта женщина жила в городе, работала дорожным строителем, но одинокая жизнь в многоквартирном доме наскучила, и после пенсии ее потянуло в село. Рада была переезду несказанно, но со временем дом стал требовать ремонта, а двор и огород – крепких рук. А где силы‑то взять?
Юрий сначала взял над пенсионеркой негласное шефство, впрочем, как и над многими другими односельчанами, которым помогал с дровами, сеном, вспашкой огорода, поездкой в город или на церковную службу в поселок Троицкий. А десять лет назад Мария Михайловна стала одной из первых его официальных подопечных.
— 24 августа у нее был юбилей. Решил к этому дню провести ей воду в дом, а помочь мне согласился сын Олег. Все сделали, как надо: и трубы смонтировали, и сантехнику приобрели и установили – ванну, унитаз, мойку. За работу с хозяйки денег не взяли, но вот чеками отчитались за потраченную сумму со всей серьезностью. Довольна была – не передать как! В подарок мне носки теплые к зиме связала, – улыбается Юрий.
Семейная пара Сребненко – еще одни подопечные Соловцова. Обоим за 80 лет, но они по‑прежнему полны разных идей. Раньше пчелами занимались, а потом увлеклись садоводством. Вычитали в интернете адреса хороших питомников саженцев – и к Юрию за подмогой.
— В общем, за теми саженцами возил я их по выходным на своей машине, причем дважды – сначала в Орел, потом в Россошь. Но видели бы вы, как старики радовались, когда у них в саду прижились россошанские яблоньки! Да и за отводками смородины, крыжовника, клубники из орловского питомника есть теперь к кому соседям ходить. Люди на селе привыкли добром делиться, – рассуждает мой собеседник.
Его самого подопечные больше называют по имени – Юрой, вкладывая в это особую сердечность и доверие. И его детей – Олега, Анну и Галину, как и жену Ольгу, – считают почти за родню. Знают в селе: к кому из Соловцовых ни обратись с просьбой, помогут обязательно.
— В вопросах социальной помощи у нас, можно сказать, сложился семейный тандем. Если кому из соседей справку в городе надо получить, то частенько выручают дочки, Аня с Галей. В тяжелой мужской работе по просьбе стариков мне сын – правая рука. С ним мы можем и трубу кому‑то починить на крыше, и сена привезти для скотины. Корову‑то держим сами, сено заготавливаем постоянно, а почему ж другим не помочь? – искренне удивляется Юрий Соловцов.
Зная, что в обязанности социального работника входит не только уборка в доме, но и систематическое купание подопечных, не удержалась от вопроса: кто же ему в этом деле помощник? И в ответ увидела искреннее удивление в глазах: кто ж, как ни Ольга! Никому, кроме жены, оказывается, он своих бабулек больше не доверит!
— Недавно узнал, что в Троицком открылся банный комплекс, очень обрадовался. Теперь буду подшефных туда возить купаться-париться. Ведь для них это будет целым событием, – делится планами Юрий.
За десятилетие своего служения людям ему, конечно же, не единожды пришлось иметь дело и со смертью. Причем помощь в похоронах он оказывает не только подопечным. Рассказал, что однажды в дом ни свет ни заря постучалась старушка, попросила отвезти мужа в больницу. Тот что‑то делал по дому и сломал палец. Юрий завел машину и – в путь. По дороге дед еще шутил, посмеивался над женой – мол, не жди теперь бабка от него помощи по двору. А приехали в больницу – умер прямо перед приемом у травматолога. Сердце не выдержало стресса.
— Тот случай меня тогда многому научил, так что теперь я стараюсь в каждой сложной ситуации учитывать психологию старшего возраста. Ведь одинокий пожилой человек, как ребенок, живет в своем мире, – заметил в разговоре Соловцов.
Пожалуй, впервые за многие годы семейной жизни, а за плечами супругов Соловцовых почти 40 счастливых лет, Юрий в свой день рождения не был дома. Первого февраля, в день 60-летия, он как раз приехал в Москву. Правда, особо разгуливать по столице ему не пришлось: встреча в Совете Федерации была очень насыщенной. Зато дома его ждали с особым нетерпением, чтобы узнать все подробности и, конечно, поздравить. Особенно радовались возвращению любимого дедули внук Андрей и внучки-погодки Оля и Сашенька.
Теплый прием, памятные подарки с многочисленными поздравлениями и пожеланиями крепкого здоровья и новых успехов подготовили ему в коллективе Комплексного центра социального обслуживания населения. И приятно было наблюдать со стороны, насколько искренней и сердечной была эта радость. Кстати, участию Юрия в важном государственном мероприятии предшествовала победа в конкурсе «Лучший социальный работник», к которому ему помогали готовиться коллеги. Поэтому в ответ на их поздравления он пообещал еще не один год поработать на службе добра. Такой уж Соловцов человек, что для него 60 лет – это еще середина пути.
Его жизненный пример учит многому, также как и многое опровергает. Все разговоры об интеллигенции, которая якобы настоящей может быть лишь во втором или третьем поколении и обязательно должна быть знакома с философией жертвенного служения идее, рядом с ним – простым, приветливым и светлым человеком – не стоят выеденного яйца. Как сам признался, доброту он во многом унаследовал от отца и деда. Дед Егор, трудолюбивый крестьянин и знатный пасечник, ушел воевать с фашистами в возрасте 46 лет вместе с двумя сыновьями. Домой вернулся только отец Юрия, да и то инвалидом, а дед со вторым сыном погибли. Но на селе еще живы те, кто по‑доброму отзывается и о деде, и обо всем их довоенном семействе.
— Егоркины мы, по деду моему на селе зовемся, – добродушно замечает Юрий Соловцов.
В этой простой фразе отражается главная человеческая заповедь – жить с любовью и искренностью друг к другу, с открытым к людям сердцем. А то, что за плечами вместо научных библиотек и институтских аудиторий десятки лет рабочей профессии в коллективе управления КМАэлектромонтаж, – совсем не повод сомневаться в его внутренней культуре. Более того, люди и доверяют‑то свою судьбу Юрию Соловцову во многом благодаря его опыту и житейской мудрости.