Расходы российских семей во втором квартале 2020 года сократились относительно аналогичного прошлогоднего периода почти на 13%, до 16,5 тыс. руб. С учетом инфляции реальные расходы опустились до тринадцатилетнего минимума – меньше россияне тратили лишь в 2007 году, подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Потребительские расходы упали в 66 российских регионах, существеннее всего – в Ямало-Ненецком автономном округе (на 36,8%, до 24,9 тыс. руб. в месяц на одного члена домохозяйства), Пермском крае (-33,5%, до 14,2 тыс. руб.), Ненецком автономном округе (-32%, до 21 тыс. руб.).
В пятерке аутсайдеров также столичная агломерация – Москва (-23,5%, до 27,5 тыс. руб.) и Подмосковье (-21,8%, до 19,4 тыс. руб.).
Далее следуют Краснодарский край (-21,77%, до 13,1 тыс. руб.), Удмуртия (-21,7%, до 14,2 тыс. руб.), Липецкая область (-21,6%, до 13,8 тыс. руб.), Нижегородская (-20,9%, до 13,9 тыс. руб.) и Владимирская области (-20,89%, до 13 тыс. руб.).
Однако в 19 регионах семьи не стали экономить. Особенно выделяются жители Севастополя – во втором квартале 2020 года они стали тратить на 72,7% больше, чем годом ранее (расходы на каждого члена семьи возросли с 11,3 тыс. руб. до 20,1 тыс.). Второе место в рейтинге занимает Орловская область (рост расходов на 30%, до 18,1 тыс. руб./чел.), следом идут Ингушетия (+24,5%, до 11,5 тыс. руб.), Хакасия (+21,4%, до 16,9 тыс. руб.) и Амурская область (+19,3%, до 19 тыс. руб.).
Далее следуют Ханты-Мансийский автономный округ (+18,7%, до 27,4 тыс. руб.), Бурятия (+13%, до 13,9 тыс. руб.), Белгородская (+12,1%, до 19,5 тыс.), Рязанская (+10,9%, до 12,7 тыс. руб.) и Новгородская области (+6,7%, или 15,6 тыс. руб.).
Существеннее всего во втором квартале упали расходы на гостиницы, кафе и рестораны (-83%), на отдых вне дома и культурные мероприятия (-53%), на покупку одежды и обуви (-32%), на транспорт (-17%). В то же время выросли траты на предметы домашнего обихода и бытовую технику (+18%), медикаменты (+16%), жилищно-коммунальные услуги (+10%), продукты питания (+7%).