Высоко-высоко, там, где начинается небо, заканчивается ствол шахты. Чтобы увидеть «макушку» копра, нужно как следует запрокинуть голову. А вот где его начало, можно понять, только спустившись глубоко, на сотни метров, под землю. Ребята с седьмого участка делают это несколько раз на дню. И наверх подниматься тоже не привыкать. Такая у них работа: между небом и землёй. Шахтёрская работа.
Спросите, какие же это шахтёры, если к добыче руды ни электрослесари, ни сварщики не имеют отношения?
«Прямая. Не стоит недооценивать их вклад в общее дело, – парирует начальник шахты Юрий Борзилов. – Если стоит подъём, останавливаются и шахта с фабрикой. Так что День шахтёра по праву праздник тех, кто трудится на седьмом участке».
Работа у них такая, что не все выдерживают. Потому и говорят, что шахтёр – не столько профессия, сколько характер. Попробуйте «оттрубить» смену, когда сверху льёт вода, а снизу тянет холод. Вроде бы сложности объективные, но списать на них задержку ремонта не получится: нужно устранять неисправности в любых условиях. А ещё – не бояться высоты и замкнутого пространства. Не у всех получается. Иногда сильные мужчины признаются, что не могут заставить себя взобраться наверх – страшно.
«Но не только из‑за этого наша работа сложна. Новичкам кажется непостижимым изучить всю эту структуру, понять оборудование. Лишь года через три начинают понимать, что к чему. Специальности у нас рабочие, а знать нужно столько, сколько на ином предприятии не каждый инженер знает», – считает полный кавалер знака «Шахтёрская слава» Евгений Цуканов, отработавший на комбинате уже 43 года.
«Только про меня писать не надо, – предупреждает электрослесарь. – Лучше про молодёжь. Про то, какими неопытными приходят. Конечно, в училищах на электрослесарей учат, но у нас они понимают, что реальность гораздо сложнее. Времени на раскачку, если что‑то сломалось, нет. Нужно с ходу определить причину. А такая оперативность возможна только, если знать технику как свои пять пальцев. Поэтому приходится читать множество инструкций».
Пока мы общаемся, подходят электрослесарь Владимир Ольховский и и. о. механика подъёма Евгений Сухарев. На вопрос, что самое сложное, Евгений отвечает не как Цуканов. Для него, наоборот, техника не представляет сложности, но вот люди:
«Машины – это железо. К нему привыкнуть проще. А вот найти общий язык с шахтёрами непросто». В прошлом году Сухарев закончил БГТУ. «И как, не захотелось после этого пересесть в кабинет?» – вопрос звучит провокационно, но Евгений не теряется: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. И я мечтаю. Здоровые амбиции – только на пользу делу. Но, чтобы тебя заметили, нужно прилагать усилия. У нас реально сделать карьеру, главное – не лениться». Но лентяев на седьмом участке нет.
«Седьмой участок – он как скала. Надёжный! – говорит Юрий Борзилов. – Крепильщики, электрослесари, стволовые, горнорабочие, сварщики, машинисты подъёмных установок – кого ни возьми, все трудятся на совесть. Эти ребята обслуживают главные артерии шахты, именно они выдают на-гора руду. Так что День шахтёра – их день».