Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:53, 25 октября 2018

«Мастерская доброты» – уроки взросления. Как привнести в подростковую среду больше доброты

«Мастерская доброты» – уроки взросления. Как привнести в подростковую среду больше добротыЧлены волонтёрской группы Марина Трубчинина и Ольга Андреева с координатором проекта Еленой Головацкой. Фото автораФото: Ольга Авдеева
  • Статья

В Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи завершился проект по оказанию конкретной помощи «трудным» подросткам.

С сентября 2017 года губкинский Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи вёл проект «Мастерская доброты». По сути, это добровольное начинание специалистов и родителей, которые объединились с целью оказания конкретной помощи «трудным» подросткам. Проект завершился.

Корреспондент «Нового времени» Ольга Авдеева встретилась с некоторыми членами этой команды единомышленников. Нас интересовали не только предпосылки её создания, но и выбранная стратегия действий. Быть может, их взгляд на существующую проблему мобилизует новых сторонников, которые захотят принести в подростковую среду как можно больше доброты? 

Такой уж возраст 

Заместитель директора центра Елена Головацкая отметила, что идею специально искать не пришлось. Самый трудный и сложный из всех детских возрастов – подростковый. Именно в это время (10–18 лет) человек еще недостаточно зрел и адаптирован к социальной среде. Характер его только формируется, он склонен экспериментировать, а участие в этих экспериментах зачастую бывает губительным. Под влияние алкоголизма, наркомании, токсикомании в наши дни попасть довольно легко. К сожалению, в молодёжной среде появилось и новое опасное явление – суицидальные попытки. 

Специалистов убеждала и статистика: за 2017 год в Губкинском городском округе в полтора раза увеличилось число несовершеннолетних с отклоняющимся поведением.

«На профилактическом учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к концу года состоял 71 несовершеннолетний. Поэтому и возникла необходимость более пристального внимания к ним со стороны специалистов и семьи.

Мы посетили на дому 68 детей и подростков, с каждым побеседовали, встретились с родителями. Ведь одинаково важно понять и обстановку в семье, и распознать наличие в поведении ребенка какое‑то отклонение. Ситуации могут быть разные, но для нас важно помочь в любой из них. Одному ребёнку достаточно скорректировать взаимоотношения с родителями, другому требуется психологическая разгрузка, третьего надо научить самоконтролю», – рассказала Елена Головацкая.

Подход – дело тонкое

Наблюдения волонтера проекта Марины Трубчининой отражают и глубокую материнскую заинтересованность, и природную вдумчивость. Опыт воспитания двух своих сыновей многому научил, и теперь она готова поделиться им с другими.

По специальности эта женщина провизор, по складу характера – оптимист, к тому же, экстраверт. На предложение редакции обсудить суть своего участия в добровольном наставничестве, откликнулась без особых уговоров.

«Каждая мама – немножко провизор, потому что тоже отвечает за состав «лекарств». Только это не таблетки и микстуры, а правильно подобранный подход к ребенку. Подростковый возраст – та же детская болезнь, которую всем хочется пройти без осложнений.

Старшему моему сыну 21 год, у него уже позади служба в армии, он учится в вузе, а младшему только 13. Разговор о безопасности в самых разных её аспектах мы с мужем старались вести с ними постоянно. В домашнем быту это были вопросы, связанные с электричеством, газом, использованием техники, вне дома – безопасность на дорогах, на водоемах, в лесу. Сейчас оба сына спокойно обращаются с дрелью, шлифмашиной, газонокосилкой, шредером или бетономешалкой. Они хорошо знают, где и как можно разжигать костер, чтобы отдых не могла омрачить неприятность.»

Гораздо сложнее было сформировать безопасное поведение в социуме: объяснить, например, почему незнакомцу нельзя сразу же открывать дверь, если дома нет родителей, или как вести себя с преследователем на пустынной улице? Мои мальчишки – пацифисты, любую проблему стремятся решать мирным путем. Но ведь это тоже надо научиться делать, тут без осторожности не обойтись. Не зря в народе говорят: если ты предупрежден – значит, вооружен.

Специалисты считают, что беседовать с детьми нужно обо всём: о вреде курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании. И про социальные сети говорить с ребёнком тоже нужно, объясняя, в чем их польза, а в чем, возможно, угроза жизни. Каждый ребёнок должен знать, что через Интернет может вестись вербовка в запрещенные организации, пропагандироваться суицид, не говоря уж о том, что там размещается масса непроверенной или явно сфабрикованной информации. 

Уже в раннем подростковом возрасте наши дети должны быть осведомлены о таких опасных заболеваниях, как СПИД, гепатит, туберкулез, а к 16 −18 годам у них должно сложиться чёткое представление о половой безопасности.

Однако никогда родительское слово не сформирует привычку или убеждение, если в семье не будет положительного примера для детей. Марина Трубчинина рассказала, как однажды вместе с сыном и мужем ей пришлось спасать тонущего в крещенской полынье мужчину. Ему стало плохо, самостоятельно он уже не мог выбраться на берег. Многие тогда растерялись, стали паниковать, куда‑то звонить. А Трубчинины действовали быстро и слаженно: нашли верёвку, с помощью которой и спасли утопающего.

Не дать проблеме вырасти

С педагогом-психологом Ольгой Андреевой мы познакомились в самом начале её смены в центре. На консультацию к ней мама привела девчушку лет семи, поэтому времени для разговора с журналистом у специалиста было ровно столько, сколько требовалось посетителям на письменное тестирование. Но и полученный от Ольги лаконичный комментарий оказался полезным дополнением к собранному материалу.

«За консультацией к нам приходят по самым разным вопросам. Наиболее часто сложности у подростков возникают с выбором профессии после окончания 9 или 11 классов. Нередко обращаются родители, у которых возникает тревога по поводу взаимоотношений детей в школе, причем как со сверстниками, так и учителями. Стараемся вместе проанализировать ситуацию, чтобы найти из неё выход. Как сами видите, посетители приводят к психологу своих детей и в раннем возрасте. Это очень правильно. Ведь если есть какие‑то сложности в поведении ребенка в семье, со сверстниками, преподавателями, то, как правило, без заинтересованности семьи, помощи специалиста к подростковому периоду они могут вырасти в серьёзную проблему», – предостерегла Ольга Андреева.

Остается добавить, что Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи находится по адресу: г. Губкин, улица Королева, 12а (здание начальной школы №17), контактный телефон (47241) 2–63–51.

comments powered by HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×