Село Коньшино славится народными умельцами, владеющими исконно русскими ремёслами. Не случайно именно там проходит межрайонный фестиваль самодеятельного творчества «Город мастеров», куда с каждым годом приезжает всё больше гостей из разных уголков Белгородчины и других областей. Чтобы показать свои произведения народу, украсить ими праздники и выставки, выезжают в Губкин и другие города области сами рукодельники.
Не раз приходилось наблюдать, с каким интересом рассматривают люди предметы ручной ковки, резьбу по дереву, изделия из лозы, вязаные ковры, насколько искренне интересуются тонкостями работы, истоками создаваемых образов. Так что в гости к замечательному коньшинскому умельцу Сергею Потемкину мы напросились прямо в святая святых его ремесла – мастерскую, разместившуюся в сельском ДК.
С какой бы стороны ни заезжал в Коньшино, сразу отметишь – открывающиеся окрестности пруда чем‑то тоже похожи на живописную корзину. Сплетённые природой ветки деревьев образуют затейливый рисунок, через который то солнце сыплет лучами с противоположного берега, то просвечивает водная гладь. Весной и летом краски сочные, яркие от поросли зелёного ивняка и ракитника, а зимой их заиндевелое кружево словно обрамляет замёрзшее и заснеженное блюдо, поставленное в центр живописного лукошка.
Не удивительно, что в этих местах испокон веков с лозой люди управлялись не хуже, чем с пряжей или ткацкой нитью. Плели из прутьев и большие хозяйственные корзины, в которые урожай собирали, сено скотине раздавали, наседок на яйца сажали, и ладненькие корзиночки для поездки в город на ярмарку, в поход по ягоды. Да что и говорить, не случайно ведь люди называли это не занятием или ремеслом, а промыслом. Кроме украшения быта, изделия из лозы помогали им добыть лишнюю копейку на жизнь.
Именно так считает и Сергей Потемкина, говоря об истоках своего ремесла:
— В моём роду умели плести и дед, Василий Павлович, и отец, Владимир Васильевич. За эту работу они брались, как только завершали дела в поле и огороде. Так что я сызмальства их навык перенял. Начинал как все – с простых корзин, не ошкуренных, не обработанных, а потом потянуло фантазировать, создавать что‑нибудь особенное.
Теперь можно с уверенностью утверждать: все работы Потемкина – особенные. Это и ажурные блюда, в которых на стол можно подать фрукты, румяные пироги, и абажуры для ночников, и кресла-качалки, журнальные столики. Причём любое изделие выполнено настолько душевно и мастерски, что только бери и ставь в доме для создания тёплой и уютной атмосферы.
Но одна вещица из увиденного в мастерской умельца впечатлила особенно – колыбель для малыша. В ней нашли образное воплощение и патриархальность времён детства наших бабушек, и современные представления об экологичности предметов. Но это не плетёная из лозы люлька, которую в древности крепили к потолку, а вполне функциональная детская кроватка для грудничка. Ее можно установить как стационарно на специальной подставке, так и использовать в переносном варианте. А главное – за счёт ажурного плетения вся она «дышит», так что малышу никогда не будет жарко, а уж придумать чехол для утепления на случай прохладной погоды или ветерка не составит труда для любой мамы.
Это изделие Сергей Владимирович выполнил, как говорится, не на выхвал, чтобы изумить люд. В его доме государственных кроваток для малышей отродясь не было: что‑то осталось в семье по наследству, но большинство сделал сам. Так вырастили с женой Светланой, старшего Дмитрия, которому уже 22 года, потом – Анну, ей 15. Но больше всего плетёных папиных затей досталось пятилетнему Павлику, которому довелось поиграть даже с пушкой из лозы, которую Потемкин придумал в качестве подставки для шампанского.
Кстати, все трое детей Сергея Владимировича умеют плести из лозы, но больше всех интерес к ремеслу проявляет Павлик. Как‑то поехав вместе с отцом на День города, он охотно и обаятельно демонстрировал другим мальчишкам свои навыки.
— Я стараюсь, чтобы мои вещицы были функциональными. Сами знаете, что чувствуешь, когда берёшься рукой, например, за пластик. А дерево, лоза – другое дело, от них идет тепло. Вот я и стараюсь создавать как можно больше красивых вещей для быта. Поэтому своих учеников, с которыми занимаюсь в кружке при Коньшинском ДК, я сначала учу плести из неошкуренных прутьев, чтобы они чувствовали природу материала. Вместе заготавливаем ивовые веточки, осваиваем начальную технику плетения на простых корзинах. А потом я учу ребятишек «заваривать» прутья, ошкуривать, чтобы делать изделия уже более долговечными, – делится мастер.
— А кроватку эту продадите, если купец найдется? – поинтересовалась я у него, внутренне сожалея, что мой внучок перерос такой подарок. Иначе бы выпросила для него.
Улыбнувшись, Сергей Потемкин ответил:
— Честно сказать, большинство моих работ гостюет на выставках. Не поверите, но дома у меня мало что из сплетённого найдется. Но если дело станет за внуком, то не сомневайтесь – сделаю еще не одну такую кроватку.
Ракита, верба, ветла, лозина, краснотал, шелюга – в разной местности эти деревья называют по‑своему, а суть одна – ивняк по берегам рек и ручьев или по оврагам, где бьют родники. Но только мастер, в руках которого побывали тысячи этих прутиков, может сказать, какой из них подойдет для волшебства. А ведь иначе и не скажешь, если поначалу сырые и шершавые неприглядные веточки со временем превращаются в сказочных лебедей, диковинные вазы или изящную домашнюю мебель.
— Хоть лозы вокруг много, но не весь материал хорош в работе. Заготавливать можно с осени, когда побеги уже перестали расти, и до самого сокодвижения весной. Второе правило – не жадничать, срезая под корень. Надо делать срез наискосок, оставляя отрезок над землей в 10 см с тремя-четырьмя почками. Тогда на прежнем месте пойдут молодые побеги, и в следующий раз будет новый материал. Особый и очень важный этап – варка лозы и ошкуривание. Это дает возможность получить гибкие и крепкие прутики для качественного плетения. Ведь ценится то изделие, в котором меньше просветов, – поясняет мой собеседник.
— Это всё – технология, а как выбираете лозу именно вы: какое из деревьев «бракуете», а какому отдаёте предпочтение? – допытываюсь у мастера. И он шутливо парирует:
— Прям все секреты хотите выпытать! Знали бы вы, сколько я выходил по непролазным топям, сколько перепробовал прутьев в работе, прежде чем сделал выбор для себя. Скажу одно – верба для плетения не идет, так как рыхлая, ива плакучая – тоже. Но поймите, лозоплетельщик любому пруту свое применение найдет: что‑то для крестовины использует, а что‑то на ленту распустит.
В народе говорят: корзина – не ведро, пустой не бывает. На первый взгляд, непонятно. Но именно в Коньшино объяснили мне, что встретить человека с пустой корзиной – совсем не одно и то же, что с пустым ведром. У железа, мол, один звон, а тут – живое.
Как говорится, не поспоришь. Именно поэтому мы и попросили мастера Сергея Потемкина выйти на порог ДК с плетёными корзинами на плечах, чтобы сделать фотографию. Это чтобы в будущем году у вас, дорогие наши читатели, в дому добра прибыло.