Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер — потолки
11:08, 05 апреля 2019

Приводят ум в порядок – работают на будущее. Разговор о молодёжи и перспективах в регионе

Приводят ум в порядок – работают на будущее. Разговор о молодёжи и перспективах в регионеФото: Вадим Москалёв
  • Интервью

Поговорить о наших нынешних возможностях для будущего мы предложили депутату Белгородской областной Думы, директору лицея №5 Николаю Сергееву.

Белгородская область за 2018 год по качеству жизни вошла в пятерку лучших в стране. Факт очень позитивный, ведь за этим рейтингом стоят не только нынешние показатели Росстата, Минздрава, Минфина и Центробанка, но и сложившаяся перспектива роста в инфраструктуре, экономике, социальной сфере региона. Все это говорит о правильном векторе нашей жизни, нацеленном на создание еще более благоприятных условий жизни и долголетия людей.

Но рейтинг – величина непостоянная, а вот желание жить и завтра в счастье и благополучии, с уверенностью в успехе для своих детей, пожалуй, самое насущное. Поэтому поговорить о наших нынешних возможностях для будущего мы предложили депутату Белгородской областной Думы, директору лицея №5 Николаю Сергееву. Ведь, согласитесь, и по роду своей общественной деятельности, и исходя из каждодневных забот о качественном образовании и воспитании юных губкинцев он знает этот вопрос изнутри.

— Николай Иванович, вы родом из Курской области. Что скажете о высокой оценке качества жизни белгородцев: больше гордитесь за нас или огорчаетесь за земляков, которые пока значительно отстают?

— На Белгородчине я с 1982 года: приехал сюда учителем по распределению, окончив математический факультет Воронежского университета. Так что это давно уже вторая моя родина, и ее успехам, конечно же, могу только радоваться. Но от себя и Черноземье в целом не отдаляю: в вузах Курска и Воронежа учились и учатся столько моих бывших учеников, а многие теперь уже и успешно работают в разных сферах экономики. Так что я верю в потенциал соседних областей тоже.

— Понятно, что именно на молодежь, на приток во все сферы жизни свежих сил мы надеемся в первую очередь. А вот на законодательном уровне для этого что делается? Какой закон областной Думы, принятый в 2018 году, на ваш взгляд, наиболее эффективен с прицелом на будущее

— Важно понимать, что на законодательном уровне вертикаль никто не отменял. Все законы, принимаемые Государственной Думой, требуют приведения в соответствие регионального законодательства. Думаю, что скорректированные в 2018 году депутатами в Социальном кодексе Белгородской области меры социальной поддержки населения принесут людям больше позитива в жизни. Немаловажным считаю и вступивший в силу запрет на платные стоянки у детских садов, школ, поликлиник, стадионов и на придомовой территории. Там разрешена только парковка общего пользования, что очень правильно и с позиции заботы об экологии, и в интересах социальной справедливости. Да и в целом такие законы ум людей в порядок приводят – и автомобилистов, и бизнесменов.

— Но это вы уже говорите с убежденностью человека из мира точных наук и с категоричностью директора лицея…

— В первом вы правы. Действительно, еще Михаил Ломоносов говорил: «Математику уже за то люблю, что она ум в порядок приводит». То же самое могу сказать и о законах. А вот что касается моей категоричности, то поспорю. Я всегда настроен на диалог, принимаю дискуссию с учеником на равных. Главное – убедительность приведенных доводов. В любой ситуации, какая бы сложная она ни была, как и в математической задаче, важно читать внимательно условие.

— Вот и расскажите подробнее о главных своих принципах преподавания предмета математики, который в вашем лицее является профильным. Не устали ли, говоря языком Ломоносова, умы на место ставить?

— Никогда не забуду, как однажды в ответ на мои требования ученик в сердцах задал мне довольно дерзкий вопрос: «Николай Иванович, а где и когда вам в жизни самому пригодилась алгебра?» И мне пришлось убеждать – везде, причем говорю об этом все 36 лет работы и учителем, и директором. Любая профессия в чем‑то да соприкасается и с цифрами, и с геометрическим понятием о «золотом сечении». В магазине, дома во время ремонта квартиры, за рулем автомобиля, не говоря уже о выполнении профессиональных обязанностей людьми в строительстве или на производстве, везде нужно уметь рассчитывать, измерять, сопоставлять. Неудивительно, что в век инновационного всплеска в науке и экономике такое большое внимание на федеральном и региональном уровне уделяется именно точным наукам, техническим профессиям. Инженеры самой разной специализации нужны и в строительной индустрии, и в машиностроении, горнодобывающей, химической, пищевой промышленности, медицине и фармакологии. 

А если говорить о главном, что я стараюсь вложить в головы своих учеников, то это даже не ориентир на какую‑то особенно востребованную профессию. В этом году я выпустил 11-й класс и взял себе 7-й. В общем‑то, это еще детвора-детворой, но уже три четверти мы проучились, и главные мои требования к ним остались теми же, что и к выпускникам. Самым важным для успешной учебы я считаю следующее: научиться слушать учителя, применять знания на практике, быть трудолюбивыми и добросовестными. Это основа, без которой бесполезно говорить о какой‑то самооценке, целенаправленности. К сожалению, нынешние дети зачастую не умеют слушать, причем никого – ни родителей, ни учителей, ни друг друга. Нередко к тому же они с ленцой, рассчитывают, что знания или талант сами проложат им дорогу к успеху. Поэтому им очень сложно порой встраивать себя в социум, добиваться цели. Неудивительно, что, даже успешно окончив вузы, получив востребованную профессию, они идут, например, работать продавцами, занимаются частным извозом и т. д.

— А каким был выпуск вашего одиннадцатого класса?

— Эти ребята меня очень порадовали: по среднему баллу по математике на ЕГЭ – 64,1 – они стали вторыми в области. Все выпускники поступили туда, куда планировали. Впрочем, такой результативностью наш лицей и силен. В 2016–2017 учебном году средний бал по математике по ЕГЭ был лучшим в области – 66,1. Конечно, обучение в лицее имеет свои особенности, и в 10–11 классы мы набираем тех, кто осознанно выбрал курс на точные науки. Хотя формируем образовательные профили, а их сегодня в нашем лицее четыре, с учетом интересов самих учащихся. Высокие требования к статусу лицеиста стараемся прививать с начальных классов.

— А как с ориентиром на здоровый образ жизни? Не грузятся ли ваши лицеисты настолько умными книжками, что до турников и беговых дорожек у них уже времени не остается?

— Конечно же, нет. Традиционно высокими для наших учащихся являются не только хорошие знания, но и успехи в спорте, общественной работе, художественной самодеятельности. С первых шагов в лицее и самим учащимся, и их родителям внушаем мысль о том, что ориентир на здоровый образ жизни принципиально важен для развития умственных способностей ребенка. Тут ведь работает закономерность: у физически развитого человека больше энергии, которая нужна для умственной деятельности. В свою же очередь активная умственная деятельность позволяет человеку дольше быть плодотворным, а ученые доказали – и дольше жить. Три часа в неделю занятий физкультурой при обучении по любому из образовательных профилей у старшеклассника – это норма, заложенная федеральными стандартами. А кроме того, мы практикуем проведение экологических акций, субботников по благоустройству мест отдыха: например, наши лицеисты ежегодно выполняют уборку сквера Шахтерской славы, негласно шефствуем над памятником воинам-интернационалистам.

— У каждого учебного заведения есть ученики, которыми особенно гордятся. Расскажите о своих умниках и умницах, которые уже сегодня работают на будущее Белгородчины своими успехами.

— Далеко не надо ходить: в этом учебном году на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников лицеисты добиваются высоких результатов. Десятиклассник Александр Тришин занял первое место по физике, одиннадцатиклассница Мария Шокова – призер. Три призовых места по химии завоевали та же Мария Шокова, ее сверстница Виктория Попова и десятиклассник Иван Вовкотруб. Кроме того, Виктория стала еще и призером олимпиады по биологии и экологии. Вероника Холодова из одиннадцатого класса – призер олимпиады по физической культуре. Выпускники лицея 2017 года Антон Панкратов и Артём Щербаков по математике профильного уровня набирали по 90 баллов. Вообще 2016–2017 год для лицея был очень успешным – 9 медалистов. Но и в прошлом учебном году наши выпускники получили 8 медалей. В нынешнем рассчитываем на 12, но их заработать будет сложнее, потому что изменились правила. Для этого надо будет набрать не менее 70 баллов по русскому языку и математике профильного уровня. Так что готовимся серьёзно.

А что касается выпускников разных лет, которыми лицей гордится, то их теперь уже всех трудно назвать, ведь в будущем году нашему учебному заведению исполняется 60 лет, из них 27 – в статусе лицея. Двое наших выпускников – Пётр Ряполов и Николай Степанов, например, теперь сами готовят студентов, работая в системе высшего образования: первый – деканом естественно-научного факультета Курского Юго-Западного университета, второй – инженером Губкинского филиала МИСиС.

— Николай Иванович, возвращаясь к вашей депутатской деятельности, интересно было бы узнать: какие решения, принятые Белгородской областной Думой, на ваш взгляд, в нынешнем году принесут позитив в систему образования региона?

— Конечно же, это, прежде всего, принятые 21 февраля 2019 года изменения в бюджет области. Если сравнивать с тем, что мы имели тремя годами раньше, то он сегодня почти на 30 млрд. рублей выше – более 90 млрд. Это тоже будет работать на дальнейшее повышение качества жизни. Например, в течение года планируется современный капитальный ремонт 13 объектов образования, культуры, оздоровительных комплексов, солидные средства будут направлены в здравоохранение. Что немаловажно, изменения в бюджете приняты единодушно даже теми депутатами, которые ранее позитива при голосовании не проявляли.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×