Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:13, 30 января 2018
 241

Подготовка к ЕГЭ. Что нужно знать родителям губкинских школьников

Подготовка к ЕГЭ. Что нужно знать родителям губкинских школьниковФото: www.gazeta.ru
  • Новость

Начинать готовиться к экзамену надо заранее во всех смыслах – пополняя знания и психологически.

Незаметно пролетит очередной учебный год: для выпускников школ Губкинского городского округа он закончится экзаменами в форме ЕГЭ. Единый государственный экзамен отличается от привычных для школьников форм проверки знаний: контрольных, самостоятельных работ и устных экзаменов, поэтому подготовке к нему надо уделять особое внимание.

Зоны ответственности

Успешная сдача ЕГЭ – это общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть свои зоны ответственности. Конечно, экзамен это всегда тревога, стресс, напряжение сил. Но, следует признать, что ЕГЭ имеет положительные стороны. Это, прежде всего, объективность оценки. К тому же, влияние конфликтных отношений с педагогом или устойчивой «репутации троечника» фактически сведено к минимуму. Этот экзамен предполагает достаточно высокий уровень самостоятельности и активности ученика, ведь у него есть возможность выбора стратегии действий и даже оспорить процедуру проведения экзамена. На традиционном экзамене ученик лишен права выбора. Он должен отвечать на вопросы того билета, который ему достался. А если он плохо его знает? Тогда получает плохую оценку, а то и неудовлетворительную. При сдаче ЕГЭ ученик может пропустить этот вопрос, и это не окажет кардинального влияния на конечный результат. 

Успех на экзамене зависит от многих факторов: от работы школы, от самого ребенка, от родителей и, как бы это банально ни звучало, от случая. Конечно, роль учителя ведущая. Я считаю, что главная миссия учителя русского языка именно и заключается в том, чтобы подготовить ученика к выпускному экзамену. Из своего опыта сделала вывод: эту работу усиленно надо начинать с пятого класса. Я подготовила к экзамену уже не один класс. Изучая ту или иную тему, думаю о том, насколько трудной она является в программе русского языка и сколько надо уделить времени для ее изучения и закрепления. 

Но огромную роль играет вклад самого ребенка в свой успех обучения. Значит, ученики должны старательно учиться все годы. Вот тут‑то и возникают подводные течения. Не у всех школьников высокая мотивация и понимание далеких перспектив. Для учеников пятых-шестых классов выпускной экзамен кажется маяком, очень отдаленным от берега. Свое-временно на помощь должны прийти родители. Проконтролировать, как дети выполняют домашние задания, узнать у учителя, как они работают на уроках. Но некоторые родители все еще думают, что их ребенок маленький, уверены в том, что он должен больше отдыхать, играть, наслаждаться беззаботной порой детства. В восьмом классе эти родители спохватываются: «А не заигрался ли мой ребенок? Ведь не за горами ОГЭ и ЕГЭ…»

Но увы… Их сын или дочь уже привыкли к беззаботной жизни. И только в десятом классе и родители, и ученики приходят к единому мнению: надо учиться. А уроков русского языка остается так мало. Приходится обращаться к услугам репетитора. Вот тут‑то и начинается усиленный анализ работы школы, которым пестрит интернет. Родители жалуются на то, что учителя не учат, что они вынуждены платить репетиторам. Но это запоздалый анализ, ибо экзамен уже не за горами.

«Свой» – «чужой»

Я всегда тесно сотрудничаю с родителями выпускников. Стараюсь посещать собрания, отслеживать результаты подготовки учеников и докладывать об этом родителям. И родители очень даже прислушиваются. Но так хотелось бы, чтобы родители слышали учителя и в 5–7 классах. Тогда подготовка к экзамену шла бы намного спокойнее. Ведь в КИМах (контрольно-измерительные материалы – ред.), которые ученики получают на экзаменах, содержится материал только школьной программы. Вот на это надо делать особый упор и при психологической подготовке к экзамену. 

А психологическая подготовка просто необходима. Ведь сдача ЕГЭ – это сразу два экзамена, выпускной и вступительный. Значит, повышается его субъективная значимость, следовательно, повышается уровень тревоги ученика. Старшеклассники, несмотря на декларируемую взрослость, в этот период, как никогда, нуждаются в поддержке со стороны родителей. Предстоит период, полный тревоги, ожиданий, одним словом, стрессовый. Родители должны помочь ребенку правильно оценить его реальные возможности, от которых будут зависеть дальнейшие жизненные перспективы.

Что же больше всего беспокоит выпускников? Прежде всего, это то, что экзамен предстоит сдавать в другой школе, а организаторами являются незнакомые взрослые. Очень хорошо, если ваш ребенок участвовал в школьных и городских олимпиадах. Олимпиады состоят из заданий, различных по форме, часто проводятся не в «родной» школе. 

К каждому – свой подход

Трудности также возникают тогда, когда ученик не умеет правильно оценить свой уровень знаний и способностей. Особенно нуждаются в помощи дети, которые обладают крайне неустойчивой самооценкой. Им надо помочь скорректировать их ожидания, обязательно настраивать на то, что все выполненные задания должны быть проверены.

Нужно обратить внимание на учеников, которые не обладают высокой переключаемостью с одного задания на другое. Такие дети даже при вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время. Бесполезно призывать их «быть внимательнее», поскольку это им недоступно. Важно правильно организовать предварительный этап, иначе на экзамене организация выполнения заданий отнимет у них слишком много сил и времени. Например, во время подготовки ребенок может составить план своей работы и зачеркивать пункты или отмечать то задание, которое он уже выполнил. Необходимо учеников, которые с трудом переключаются с одного задания на другое, научить пользоваться часами, то есть придерживаться времени, отведенного на каждое задание. Здесь уместно сказать о том, что далеко не все дети умеют распределять время в ходе выполнения заданий и конструктивно оценивать свои сильные и слабые стороны. Поэтому в подготовительный период надо обратить внимание на то, что задания сгруппированы в несколько разделов разной степени сложности и требуют разных временных затрат. При выполнении тренировочных тестов ученик фиксирует, сколько времени требуется на выполнение того или иного задания. На экзамене, пользуясь этим опытом, может продумать, что нужно решить в первую очередь, а что отложить на оставшееся время, и найти время на проверку своих ответов.

У других детей высокая утомляемость, и им надо предъявлять только выполняемые требования. Быстрая утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет неврологическую природу. Корректировать ее крайне трудно. В таких случаях нельзя упрекать ребенка в том, что некоторые занимаются с утра до вечера, а он после двух часов уже устал. Не притворяется он. Просто таковы индивидуальные особенности ребенка. 

Особого внимания требуют и на уроке и дома «тревожные» дети. Как их распознать? Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Такие ученики волнуются во время всех контрольных работ. Они часто перепроверяют, постоянно исправляют написанное. Однако это не приводит к существенному улучшению качества работы, только появляются многочисленные исправления. Трудной стороной ЕГЭ для такого ученика является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. Надо настраивать на то, что организаторы на экзамене, хоть и «чужие», но доброжелательно ответят на все вопросы по процедуре экзамена. И организаторам очень важно обеспечить не только «тревожным», но и всем детям ощущение эмоциональной поддержки различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». На подготовительном этапе с такими детьми ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, постоянно напоминать о серьезности предстоящего экзамена. Надо просто спокойно готовиться к нему. 

Всем учиться не сдаваться!

Над этими психологическими аспектами я всегда работаю с учениками 10–11 классов. Но помощь родителей просто необходима. Им надо сначала самим узнать полную информацию о процедуре экзамена, а затем обсудить с ребенком. Не надо навязывать свой режим подготовки, позвольте школьнику самому выбрать удобный для него. Некоторым лучше дается материал при изучении рано утром, а другим – поздно вечером. А вот следить за тем, чтобы у школьника было достаточно времени на пассивный и активный отдых и они его правильно чередовали, просто необходимо. Старшеклассники же во время подготовки иногда просто забывают отдыхать или жалеют драгоценное время на отдых. А ведь так можно и нервный срыв получить. 

Важно и учителю, и родителям верить в ребенка, воодушевлять его. Обязательно заранее расскажите о возможных вариантах пересдачи. И если вы видите, что сын или дочь, несмотря на ваши усилия, сильно волнуются, обсудите с ним варианты развития событий в случае не самого лучшего результата экзамена. Итоговый экзамен, безусловно, очень важен, но при неудачной сдаче жизнь не остановится.

Родители и в процессе подготовки к экзамену, и особенно в период, когда ребенок сдает экзамен, должны быть спокойными. Тревожность, как вирус, передается детям и может ослабить их в тот ответственный момент, когда нужны силы и интеллектуальная собранность. Необходимо ежедневно выделять время на общение с ребенком по поводу его состояния, мыслей, чувств, поддерживать его и помогать ему. К сожалению, взрослые частенько запугивают. При этом говорят: «Если не напишешь ЕГЭ, не сможешь поступить!», «Занимайся, а то не сдашь экзамен!». Конечно, подобные фразы не мотивируют на упорные занятия, не дают поверить в собственные силы. Надо чаще говорить детям (и не только выпускникам): «Я верю, ты справишься!» 

Никто так, как родители, не сможет поддержать ребенка в сложный период. Поэтому и родителям свою эмоциональную сферу уже надо сейчас срочно приводить в порядок. Все то, что я предлагала для детей, необходимо соблюдать и их родителям: режим дня, разумное сочетание работы и отдыха, обязательное пребывание на свежем воздухе. Не критикуйте ребёнка после экзамена, ведь количество баллов не является единственным измерением его возможностей. Вырабатывайте в себе и своем ребенке умение не сдаваться. 

Кому гарантирован успех?

И в заключение хочется сказать о том, что не стоит возмущаться по поводу видеокамер и металлоискателей. Мера вынужденная: слишком велик у учеников соблазн воспользоваться телефоном. Но ведь высшие учебные заведения хотят принять подготовленных к учебе студентов, а страна – получить хороших специалистов. Ученику, имеющему хорошую подготовку по предмету и психологически устойчивому, успех гарантирован. 

Учитель русского языка и литературы школы №16 Татьяна Губская 

 

comments powered by HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×