

Шестые Ильяевские образовательные чтения прошли в Губкине.
На два дня Губкинский городской округ стал центром притяжения для мыслителей и практиков, объединённых одной целью: превратить наше общее историческое и культурное наследие в живой ресурс для развития будущих поколений.
В рамках Шестых Ильяевских образовательных чтений, на участие в которых поступило 177 заявок, для очного и онлайн-диалога собрались более 130 экспертов: педагоги, учёные, библиотечные работники, представители бизнеса и общественных организаций. Это именно та коалиция, чей разговор определяет, сможем ли мы воспитать молодёжь, способную не только помнить историю, но и строить на её фундаменте своё успешное будущее.
Чтения были организованы АНО «Центр интеллектуального диалога» при поддержке Губкинского филиала БГТУ имени В.Г. Шухова и управления образования администрации Губкинского городского округа. Чтения носят имя профессора Ирины Ильяевой ‒ учёного, чья научная школа пять лет плодотворно работала на территории округа. Мероприятие, за шесть лет выросшее до межрегионального масштаба, стало живой памятью и продолжением её идей.
Тема чтений 2025 года ‒ «Человеческий капитал и интеллектуальный потенциал территории: историческое наследие как ресурс будущего развития».
На открытии пленарного заседания с приветственным словом выступил директор Губкинского филиала БГТУ имени В.Г. Шухова, кандидат технических наук Виктор Уваров.
«Для формирования интеллектуального капитала территории стратегическую важность имеет объединение усилий науки, образования, власти и общественности», – подчеркнул Виктор Михайлович.


Светлана Жирякова в своём приветствии отметила, что чтения ‒ это не только дань уважения, но и практическое воплощение наследия Ирины Алексеевны, направленное на поиск ответа на главный вопрос: как соединить прошлое с будущим.
В фокусе дискуссий была тема патриотизма. Кандидат философских наук Розалия Цибриенко предложила рассматривать его не только как высокое чувство, но и как систему конкретных поступков и ежедневных практик.
Ярким примером такого практического подхода стал проект «Большая ProГУЛка», представленный руководителем проектов благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ириной Скобелевой. Этот опыт, успешно реализованный в Выксе, превращает весь город в единую образовательную среду, где каждый музей, завод или исторический сквер становится учебной аудиторией. АНО «Центр интеллектуального диалога» уже планирует адаптировать эту модель для Губкина в 2026 году.
Эксперты в лице доктора филологических наук Неонилы Тураниной и кандидата педагогических наук Светланы Линник-Ботовой обсудили успешные модели партнёрства музеев, архивов и библиотек со школами, а советник по воспитанию Анна Богун поделилась опытом работы с детскими общественными объединениями.
Кандидат социологических наук Евгения Пчелкина и аспирант Михаил Пчелкин (НИУ «БелГУ») в своём выступлении научно обосновали, что именно семья, её традиции и внутрисемейный диалог являются первичной и самой прочной основой для формирования исторического сознания и патриотизма.
На секциях педагоги Губкинского городского округа представили конкретные методики, уже доказавшие свою эффективность. Например, воспитатель детского сада «Золотой петушок» Лилия Солодилова, рассказала, как бумажные письма от дошкольников создают эмоциональный мост между эпохами. педагог образовательного комплекса «СтартУМ» Олег Веретенников рассмотрел кино, как инструмент нравственного выбора, рассказал, как правильно подобранный фильм становится уроком доброты, а Наталья Веретенникова объяснила, как педагогическое мастерство позволяет «привить» вечные ценности, делая историческое наследие лично значимым для каждого ребёнка.
Особым событием, традиционно привлекающим участников, стала музыкально-литературная гостиная «Диалоги о важном через музыку и творчество». В этом году под руководством Розалии Цибриенко она была посвящена теме совести, соединив в единой канве философский анализ, литературные чтения и классическую музыку, где каждое произведение становилось поводом для глубокого личного осмысления.
В рамках чтений также работала выставка творческих работ «Связь поколений», где свои картины и композиции представили как опытные авторы (Светлана Линник-Ботова, Анна Богун), так и юные дарования (Александр Габранов, Марина Саакян). Выставка наглядно продемонстрировала, как диалог между прошлым и будущим может быть выражен в красках и формах.
Главный итог чтений ‒ понимание, что историческое наследие перестает быть абстрактным понятием и становится конкретным инструментом в руках педагога, учёного, музейного и библиотечного работника, управленца и родителя. Его ценность раскрывается только в совместной, системной работе всех сторон.
«Мы увидели мощный запрос на переход от разовых мероприятий к глубинному, осмысленному, практическому диалогу между разными сферами. Только объединив усилия школы, семьи, культуры и науки, мы сможем воспитать поколение, которое не только помнит свою историю, но и строит на её основе успешное будущее для нашей территории. Задача АНО «Центр интеллектуального диалога» ‒ продолжать создавать пространство для такого диалога, помня об истоках и вдохновляясь именем Ирины Ильяевой. Лучшие материалы чтений будут доступны в электронном сборнике «Интеллектуальные диалоги: диалог со временем», продолжив дискуссию и став основой для новых проектов и открытий», – отметила председатель АНО «Центр интеллектуального диалога» Елена Бабина.














