Local Logo
Новости города Губкина Белгородской области
99.61
-0.26$
103.94
-0.29
+1 °С, облачно
Белгород

Педагог-новатор Валентина Чеботарёва: «Это непросто – найти свой в жизни путь»Новость

19 сентября 2020, 10:50

Говорить о пути к успеху с Валентиной Павловной Чеботаревой – одно удовольствие. Она и сама – яркий пример того, как важно и полезно мечтать, и учит этому увлекательному занятию на протяжении многих лет губкинских мальчишек и девчонок.

О ней, замечательном педагоге-новаторе средней школы №1, я узнала больше года назад, участвуя в пресс-туре, посвященном проектной деятельности в системе образования. И нескольких минут оказалось достаточно для того, чтобы понять – она не только преподает русский язык и литературу. Сама обстановка на уроке – полукругом расставленные столы, энергичность стоящего в центре педагога и позитивный настрой учеников, готовых отвечать на любой заданный вопрос, – все это больше походило на интеллектуальную игру. И не важно было знать: по грамматике или морфологии шло закрепление материала, потому что без труда читалось главное – учитель и ученики доверяют друг другу, и общение на уроке им в радость.

— Я не согласна с теми, кто считает, что сегодняшние школьники отличаются от предыдущих поколений сверстников. Времена меняются, а вот дети остаются такими же – открытыми, пытливыми, доброжелательными. Это учителю важно найти подход к ним, чтобы заинтересовать новыми знаниями, приобщить к культуре общения, раскрыть творческие способности, – говорит Валентина Павловна.

Она призналась, что свою профессию выбрала далеко не случайно. До 10 класса о педагогике и мысли не было, просто училась на пятерки, стараясь одинаково преуспевать и в точных дисциплинах, и в гуманитарных. Но в выпускной год в ее Стрелецкую среднюю школу, что под Белгородом, пришла работать учителем русского языка и литературы Валентина Алексеевна Красникова. Яркая, харизматичная, эрудированная, она открыла девочке целый мир, зародив мечту – стать такой же. Так что решение поступать в Белгородский пединститут на факультет русского языка и литературы для Валентины Павловны было более чем осознанным.

Не раз убеждалась в том, что профессия становится настоящим искусством только для самых настойчивых и терпеливых. Вот и Валя Свиридова несмотря на то, что при поступлении в институт в 1984 году не добрала баллов, решила через год поступать вновь. А пока устроилась работать в родную школу. 

— Приняли меня сначала делопроизводителем, потом пионервожатой. А когда заболела учительница начальных классов, направили вести уроки к третьеклассникам. Я еще больше убедилась в своем выборе, а вскоре поступила в пединститут, сдав все экзамены на пятерки, – вспоминает Валентина Павловна.

Но сидеть на лекциях и в читальном зале все четыре года ей не пришлось. На четвертом курсе вместо преддипломной практики ее пригласили поработать учителем русского языка и литературы в гимназию поселка Майский. Так что свой трудовой стаж она начала досрочно, совмещая учебу с преподаванием.

Многие знают, что для Белгородчины поселок Майский еще в доперестроечное время был своего рода лабораторией новаторства во многих областях, в том числе и в образовании. Неудивительно, что в местной гимназии Валентина Павловна нашла для себя новый образец преподавания русского языка и литературы – Валентину Васильевну Ульянцеву.

— Лучших уроков своего профиля, чем у нее, я не встречала. В 90-е годы она уже практиковала нестандартные уроки, которые сегодня нам рекомендуются по федеральным государственным образовательным стандартам. Для меня бесценной практикой было наблюдать, как ее ученики работают над постановкой цели, а также в группах и в парах. Она умудрялась давать детям материал по программе и за рамками учебника. Все это я делаю вместе с моими учениками теперь, несмотря на то, что с каждым годом на преподавание литературы в школе отводится все меньше и меньше часов в неделю, – сетует она.

Наш город, в который переехала 17 лет назад вместе с сыном, Валентина Павловна считает родным. Причем признается в этом с искренней любовью. Для нее Губкин – это не только зеленые и ухоженные улицы, уютные кварталы новостроек, школа с замечательным дружным коллективом. Это еще и адрес сбывшейся мечты, где она теперь учит искать путь к успеху мальчишек и девчонок.

Напоследок я поинтересовалась: как ей удается укладывать в рамки современного представления о выборе жизненного пути такие произведения, как, например, «Обломов» Ивана Гончарова? И кому из главных героев дети чаще всего симпатизируют, тем более что образы обоих такие неоднозначные? 

— Классическая литература тем и замечательна, что она во все времена актуальна, потому что адресована к чувствам людей, – убежденно ответила педагог. – Книги учат наблюдать, анализировать, делать выводы, одним словом, учат жить. С опытом мы, взрослые, понимаем, что человек не может быть абсолютно плохим или во всем идеальным, но этого не знают дети. Здесь и приходят на помощь классические произведения русской литературы. Обломов умен, образован, общителен, доброжелателен, но бездействие мешает ему стать нужным людям. А Штольц, наоборот, человек дела, он напорист, целе­устремлен, холоден в рассуждениях, но как‑то отталкивает своей искусственностью. В Обломове многие дети видят себя, однако понимают, чтобы реализовать свои мечты, нужно быть немного похожими и на Штольца. Вот так литература помогает найти себя и свою дорогу в жизни… А если мечты будут сбываться чаще, то и путь к их достижению будет приносить больше радости, и, как следствие, жизнь будет яркой и счастливой!
 

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Сюжеты: Интервью
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 10:57
Губернатор Вячеслав Гладков рассказал об увеличении экспорта подсолнечного масла компании «ЭФКО»
Материал
Общество24 декабря , 09:42
Вячеслав Гладков поблагодарил предприятия региона за поддержку пострадавших жителей
Материал
Общество20 декабря , 15:19
Учёные запустили «Сибирский кольцевой источник фотонов» в наукограде Кольцово