В этом году 393 губкинским выпускникам средних школ предстоит пройти итоговую государственную аттестацию. Первые экзамены состоятся в конце мая, но уже сейчас волнуются и родители, и дети. Чтобы мамы и папы одиннадцатиклассников окунулись в атмосферу единого государственного экзамена, на себе прочувствовали, с чем столкнется их ребенок, и убедились, что экзамены – это не страшно, а затем правильно настроили на ЕГЭ детей, Рособнадзор придумал общероссийскую акцию «День сдачи ЕГЭ родителями».
В этом году она проходила в третий раз. В Губкине экзамен по русскому языку для родителей состоялся 26 февраля в школе №13.
Перед участниками ЕГЭ, собравшимися в актовом зале, выступила начальник управления образования Валентина Таранова. Она рассказала о цели проводимой акции, подчеркнув, что родителям не стоит волноваться, ведь никто не будет оценивать уровень их знаний
«Слава богу!» – с облегчением выдохнули многие.
«Как известно, больше всех переживают за итоговую аттестацию родители. Нынешняя сдача ЕГЭ, на которой вы испытаете всю процедуру экзамена, призвана повысить вашу информированность об особенностях современных экзаменов, вы увидите, что государственная итоговая аттестация – четко организованная процедура с понятными и выполнимыми заданиями, и расскажете об этом другим родителям. Сегодня проводится большая информационно-разъяснительная работа среди выпускников, педагогов и родителей. Чтобы адаптировать детей к государственной итоговой аттестации, наши психологи в центре диагностики и консультирования по графику проводят тренинги с одиннадцатиклассниками», – рассказала Валентина Таранова.
Впервые в сдаче ЕГЭ приняли участие директора школ.
«Мы попросили руководителей поучаствовать, чтобы и они прошли процедуру сдачи ЕГЭ и поделились своими впечатлениями с детьми и родителями», – объяснила начальник управления образования.
Она пожелала удачи участникам ЕГЭ и выпускникам, подчеркнув, что успешно сдать государственную итоговую аттестацию вполне реально.
Согласна с ней главный специалист управления образования Надежда Ковтун:
«Все выпускники успешно справились с написанием итогового сочинения (изложения), которое является одним из условий допуска к государственной итоговой аттестации, определились если не с выбором вуза, то хотя бы с направлением будущей специальности, выбрали перечень предметов для сдачи ЕГЭ, изучили порядок его проведения и ведут целенаправленную предметную подготовку к экзаменам».
Несмотря на то, что экзамен был не настоящий, организаторы соблюли абсолютно все процедурные моменты. Пропуск в школу и регистрация – только по паспорту. Личные вещи участников ЕГЭ попросили оставить в актовом зале. С собой в пункт сдачи экзамена можно пронести только паспорт и чёрную гелевую ручку.
Но прежде чем попасть в класс, пришлось пройти сканирование металлоискателем. Нас «прозванивали», чтобы обнаружить запрещённые для экзамена предметы. Говорят, эти «детекторы лжи» реагируют даже на монеты в кармане. Родители настолько честно подошли к экзамену, что некоторые даже усомнились, а работает ли металлоискатель. Организаторы сразу же поднесли его к металлической пуговице – работает. Вся эта процедура не показалась мне унизительной или будоражащей нервы. Это напомнило мне прохождение досмотра на вокзалах, в музеях, монастырях Москвы – процедура необходимая и не подлежащая обсуждению. А волнения не было, поскольку у меня не было запрещенных вещей. Думаю, и выпускники не должны испытывать никакого волнения.
В кабинетах участники ЕГЭ занимают места в соответствии со списками распределения (на столах номер, который закреплен за каждым сдающим) – по одному. Организаторы еще раз напомнили, что при себе нельзя иметь средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, шпаргалки, справочные материалы и иные средства хранения и передачи информации.
Я участвовала в ЕГЭ во второй раз и чувствовала себя более-менее уверенно. Наверное, это и сыграло со мной злую шутку – я напрочь забыла про чёрную гелевую ручку. Выручили организаторы. Поэтому, провожая ребёнка на экзамен, следует еще раз проверить наличие ручки. А может, из моего опыта, следует взять две, поскольку первая ручка у меня вскоре перестала писать, пришлось просить другую.
Диск с заданиями нам, как и положено, продемонстрировали в заклеенном конверте с печатью. Вскрыли, вставили в компьютер, чтобы распечатать для каждого из нас бланки ЕГЭ и контрольно-измерительные материалы (КИМ), и потянулись минуты ожидания. В кабинете повисла тишина.
«Очень напряжённая атмосфера, – не выдержал кто‑то из родителей. – И если уж взрослые нервничают, то каково детям – в другой школе, без своего учителя?».
«А вы пока сосредоточьтесь, настройтесь», – посоветовали педагоги и добавили, что дети обычно не очень волнуются, ведут себя спокойнее.
Наконец, всем розданы бланки и КИМы, нам еще подробно рассказали, как правильно заполнить документы. А чтобы мы наверняка не ошиблись, образец заполнения написали на доске. Писать нужно печатными буквами и «правильными» цифрами. Все образцы и букв и цифр указаны на бланках. Нужна только внимательность. Это несложный, но ответственный этап. У выпускников с ним вряд ли возникнет проблема, так как их заранее учат правильно заполнять бланки, а вот у некоторых родителей сразу ошибка: неправильно написали цифру 1. Нужно было поставить просто палочку, без носика.
Когда все формальности выполнены, объявляют время начала экзамена: 14.45 и время окончания 15.15 – для родительского ЕГЭ отвели всего 30 минут. Правда, и заданий было гораздо меньше: 7 плюс сочинение. Но тестовые задания – настоящие. Они охватывают и орфографию, и грамматику, и орфоэпию – все, чему школьник научился за 11 лет.
Полчаса пролетели как одно мгновение. К чести участников, все справились с заданиями (правда, насколько хорошо, – не знаю) и большинство приступили к написанию сочинения.
«На ЕГЭ привело любопытство, захотелось посмотреть, как проходит вся процедура, тем более, что дочь моя – выпускница. Волнение, безусловно, было. Да я и сейчас боюсь, что дочери не хватит времени написать сочинение. Я не уложилась по времени: только начала его писать, а уже пора сдавать работу. Бояться ЕГЭ, конечно, не нужно, но внутренний дискомфорт все‑таки есть. Я сразу обратила внимание на то, что в кабинете есть видеокамера, но тут же и забыла про нее, было уже все равно. В любом случае, мы не сможем прочувствовать все волнение наших детей, ведь для нас участие в ЕГЭ – своеобразный спектакль, а для выпускников – это баллы, возможность поступить в желаемый вуз. Самое главное, нужно сосредоточиться на выполнении заданий, – поделилась впечатлениями от участия в акции Ирина Шатохина.
К слову, как говорят учителя, у детей таких проблем не возникает, поскольку у них времени на выполнение работы намного больше, и часто школьники уходят с экзамена раньше его официального окончания. И присутствие видеокамеры их не должно волновать, ведь для современного человека видеокамеры везде – в порядке вещей.
В целом из опыта сдачи экзамена по русскому языку могу сказать, что ЕГЭ – действительно прозрачное испытание, для успешного прохождения которого важны предварительное ознакомление с его техническими требованиями, тишина в аудитории, внимание и собранность выпускников и, конечно, достаточная подготовленность по предмету.