Перед праздником 12 июня принято поговорить о патриотизме с людьми, отмеченными наградами Родины, или лидерами, проявившими себя на общественном поприще. Но, согласитесь, в основе нашей любви к своей стране лежат не только память о её славной истории, современные ценные идеи и достижения, замечательные поступки соотечественников, которые служат для нас примером. Это ещё и она сама – необъятная и величавая, трогатель ная в своей простоте и постоянстве, вдохновляющая своей красотой поэтов, музыкантов и художников. Та Россия, которую видим мы с вами, наши дети и внуки, выходя за пределы городских улиц, а порой просто отдыхая в укромных городских уголках.
Именно поэтому героем праздничной зарисовки мы выбрали молодого губкинского художника Дмитрия Краснова, чьи картины уже смогли по достоинству оценить посетители выставок не только в нашем городе, но и в Москве, Белгороде, Старом Осколе.
В его мастерской, выходящей окнами во двор старых пятиэтажек, не найти ни одного свободного уголка: листы картона, короба с красками и кистями, этюдники, мольберты, подрамники, разномастные рамки, стулья… Картин тоже множество. Одни стоят вдоль стены, опираясь друг на друга, расставленные хаотично – то лицом, а то оборотной стороной, другие покоятся на стеллажах в несколько этажей, еще больше интригуя воображение одинаково серыми холщовыми боками. Впрочем, подобная обстановка в мастерской художника только лишний раз напоминает, что это – не выставочный зал, а рабочее место.
Вот и Дмитрий говорит:
«Здесь в основном эскизы или картины, которые находятся в работе. А законченные уже живут своей жизнью – проданы, подарены, некоторые находятся на выставках. Здесь же – буквально единицы».
Одну из таких, которая вот уже пять лет у него всегда под рукой и которую, как сам признался, никогда не продаст, он показал нам. На небольшом холсте изображен шагающий по городской улице художник в шапочке с веселым помпоном.
В руках у него картина, на которой сияет ярко-желтое солнце.
«Она так и называется – «Несущий солнце». Я написал её по впечатлениям от поездки в Крым ранней весной 2015 года. Просто ехали с женой по Севастополю в машине и, надо же, увидели, как улицу переходит человек с картинами в руках, и на одной было нарисовано солнце. Он меня очень впечатлил», – рассказал Дмитрий.
Признаюсь, почти такое же впечатление у меня было и от него самого, когда я впервые увидела Дмитрия Краснова на одном из мастерклассов, организованных в краеведческом музее для детей с особенностями здоровья клубом «Мир живописи и научных открытий». Тогда на глазах изумленных зрителей оставленные ребятишками «автографы» на ватмане – точки, штрихи и кляксы, художник за несколько минут превратил в живописный горный пейзаж с красными маками. Дети тот коллективный рисунок восприняли как маленькое чудо.
Как мне потом рассказали, подобные мастер-классы для увлечённых рисованием он делает довольно часто. На протяжении многих лет сотрудничает не только с губкинской детской художественной школой, но и соседнего Старого Оскола. А с 2018 года при Центре молодёжных инициатив города Губкина с его участием создана студия «Образ».
И теперь в этом сообществе рисовальщиков-любителей, среди которых большинство подростков, под руководством Дмитрия студийцы рисуют портреты, участвуют в пленэрах, осваивают разные техники, обсуждают рисунки друг друга.
Природа дает стимул к самосовершенствованию Он не случайно больше всего любит весну и осень. Как сам признался, в этих временах года его привлекает обилие цвета и света, которые он потом старается перенести на холсты. Именно поэтому и от его работ так ощутимо исходит тепло. Причем не только от пейзажей, на которых раскинулись цветущие луга, дышит утро на речной заводи или бьётся тёплый прибой о нагретые солнцем морские валуны. Зимняя заснеженная аллея с едва проступающими силуэтами деревьев, над которыми порхают снегири, и перезимовавшие на обочине поля стебли подсолнухов с повернутыми на восток головками – тоже полны предчувствия весны, тепла, солнца. Таково уж мироощущение у Дмитрия.
Просматривая вместе с ним каталог его работ, размещённых в интернете, обратила внимание на сюжеты, которые появились под впечатлением от поездок не только по России, но и по Европе – в Италию, Черногорию, Грецию. Это и серия портретных зарисовок, и пейзажи, в которых отражены самобытные характеры людей и колорит местной природы.
— Если сравнивать природу нашей страны и увиденное в других странах, что больше вдохновляет? – поинтересовалась я у него.
И он, не ограничившись лаконичным ответом, пояснил:
— Путешествовать обязательно нужно. Это не только интересно, но и созвучно самой сути творчества. Постоянно жить в заданных координатах художник не может. За границей мне пришлось побывать пока только три раза. Первая поездка была в Италию, где я принимал участие в росписи храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Равенне. В Черногорию был приглашен по линии Фонда «Культурное достояние», с которым сотрудничает питерский коллекционер-меценат Виктор Карцев. Пленэры на Адриатическом побережье, творческое общение – все это было очень интересным. И впечатления от Греции тоже остались яркими. Но посещение Крыма в последние годы открыло столько нового, подарило такие потрясающие эмоции, что захотелось бывать там как можно чаще. И таких мест в нашей стране немало – Карелия, Санкт-Петербург, Подмосковье, города Золотого кольца – Плёс, Кострома, Переславль-Залесский.
Да и наши родные места – тоже живописные. Ведь что важно для художника? Эмоции, которые он получает от общения с природой. Без них наше творчество невозможно. Именно поэтому порой в 4 часа утра я спешу попасть на наш городской пляж, чтобы успеть захватить рассвет. Минутами позже опоздаешь, и ничего не получится, ведь состояние природы постоянно меняется.
— Поэтому у художника набирается так много этюдов к одной и той же картине? – допытываюсь я.
— Именно. Порой напишешь десятки, прежде чем попадешь в нужное состояние природы. То, которое созвучно твоим мыслям, твоему настроению.
— Получается, что и такое понятие, как совершенство, тоже в вашем деле относительно? К нему нужно идти всю жизнь? У тебя, казалось бы, есть и диплом Воронежской академии художеств, и специализация художника-монументалиста по окончании столичной художественной академии – знаменитой Строгановки, а все мало?…
— Такова уж природа творчества: художник должен постоянно тянуться к новому – техникам, идеям, образам, эмоциям. Я вот пейзажист, но в последнее время увлекся театральным портретом. Создал цикл портретов для Старооскольского театра, сейчас в работе проект «Краски театрального образа», в котором представлены будут портреты артистов Губкинского театра для детей и молодёжи.
Шесть картин, которые в ближайшем будущем украсят холл нашего городского театра, мне удалось увидеть в его мастерской. Особенно понравилась юная разбойница из «Снежной королевы», в роли которой на сцене выступает Марина Димитрова. В её портрете художнику Дмитрию Краснову удалось не только передать очарование актрисы, но и подчеркнуть суть характера её персонажа — этакой бунтарки с добрым сердцем.
Ведь, согласитесь, далеко не у каждой разбойницы на кинжал может присесть стрекоза…