Local Logo
Новости города Губкина Белгородской области
102.34
+0.00$
106.54
+0.00
+1 °С, туман
Белгород

Дорога их юности. Воспоминания участниц строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава

22 июня 2021, 11:13Проекты
Фото: Анастасия Тарубарова

В гости к строителям легендарной железной дороги общественники и журналисты шли, конечно же, не с пустыми руками. Каждая женщина получила цветы, тёплый яркий платок и материальную помощь. Но, как оказалось, главным подарком для них стало то, что их историю с готовностью выслушали. Ведь, несмотря на возраст, события 1943 года они помнят так, будто это было вчера.

Стартовала благотворительная акция «Дорога жизни». Некоторых строителей железной дороги Старый Оскол – Ржава председатель Белгородской региональной общественной организации ветеранов Наталья Звягинцева, председатель губкинского городского совета ветеранов и журналисты посетили лично.

Рассказали пожилые женщины и о том, как встретили войну, как сложилась жизнь после неё, о семьях, детях и внуках.
Когда мы открыли калитку и вошли во двор Марии Максимовны Седых, удивились большому и ухоженному огороду. А ведь ветеран живёт одна! Но даже в свои 96 лет она не забрасывает хозяйство.

Мария Максимовна Седых
Фото: Анастасия Тарубарова

«Я строила эту дорогу с первого до последнего дня. Ровно 32 дня. Была звеньевой, мне поручили лошадь, возила землю на ней. Всё делали своими руками, мужчин совсем не было. Тогда мне было 18 лет. Я всю жизнь работала, труд для меня привычное дело. Я и после войны много работала. И сейчас стараюсь без дела не сидеть».

До сих пор сажает помидоры и не сидит на месте Мария Афанасьевна Логачева. Она тоже поведала свою историю: после войны вышла замуж за фронтовика, вместе уехали в Губкин, здесь у пары родились двое детей.

Наталья Звягинцева и Мария Афанасьевна Логачева
Фото: Анастасия Тарубарова

«Было трудно поначалу. Мы жили в частной квартире, потом соорудили времянку, только крыша и была, но со временем её достраивали. Привезли корову из деревни. Стеречь некому – отправляла её на луг, меня ругали за неё, грозились отобрать. Ну я вымолила слезами, потом пришлось корову прятать, чтобы никто не увидел. Зато на коровьем молочке вырастила детей. Два сына у меня, они молодцы. О тех днях я часто им рассказываю, чтобы они помнили, передавали эти знания своим детям, а те – своим», – рассказала Мария Афанасьевна. 

Женщина так расчувствовалась, когда председатель Совета ветеранов Вячеслав Богатырев накинул платок ей на плечи, что даже расплакалась.

Нина Семеновна Полупанова
Фото: Анастасия Тарубарова

Нина Семеновна Полупанова живёт со своими детьми в большом и красивом доме. По словам родных, сложно найти человека добрее, чем их мама и бабушка. Пообщавшись с ней немного, мы смогли убедиться, что тяжелая юность не оставила грубых следов на характере этой женщины и ее отношении к людям.

«Мне было 15 лет, когда началось строительство. Носили песок, воду, всё тяжелое. Отца не было, жили только с мамой вдвоем. Сама косила, держали скотину, на коровах пахали. После войны вышла замуж, жених сразу после войны пришел свататься, хотя мне ещё не было 18. Вырастили шестерых замечательных детей. Пятерых дочек и сына», – с улыбкой делилась своей историей Нина Семеновна.

Мария Кузьминична Золотухина
Фото: Анастасия Тарубарова

А это рассказ Марии Кузьминичны Золотухиной:

«Мы были молодые такие. Мне тогда едва 17 исполнилось. О начале войны мы узнали, когда к нам бригадир пришел и послал всех просо полоть. Вот мы пришли, чтобы ехать в колхоз, а тут объявляют, что началась война и всех собирают на митинг к сельсовету. Все в слезы. Горе такое. Потом была железная дорога. А после войны я работала в детских садах. Детей своих у меня не было, зато племянницы и воспитанники мне как родные».

Нина Стефановна Журавлёва встретила нас с накрытым столом и никому не позволила уйти из дома, не попробовав хотя бы компот по её фирменному рецепту.

Нина Стефановна Журавлева
Фото: Анастасия Тарубарова

Угощая гостей, Нина Стефановна вспоминала:

«Мы с подругой брали такие длинные палки, их называют ещё слега, и ходили скирдовать хлеб. А потом возили в Старый Оскол и там молотили, а затем это зерно веяли, сеяли. Все это на фронт отправляли. И зимой молотили: у всех коленки голые, красные, но мы продолжали работать. А ещё был случай: к нам как‑то в дом пришли немцы на ночь, это уже была вторая оккупация. Нас было четверо. А эти немцы растопили нашу печку до красна, грелись. Я запомнила длинные зеленые шинели и кожаные блестящие сапоги. 

А потом, когда они собрались уезжать, один что‑то кинул, думали, взорвать хотят. Мать тогда закричала, чтобы мы все убегали по огороду – за себя она не боялась. Мы и убежали, до соседки. Но ничего не сделали нам немцы и просто уехали».

Труд, невзгоды, лишения, страх. Все это было не напрасно. Женщины и девушки смогли построить дорогу длиной 95 км за 32 дня вместо запланированных 60. Работы шли с 15 июня по 17 июля 1943-го, обеспечив во многом победу советских войск на Огненной дуге.

Наталья Звягинцева, Мария Кузьминична Золотухина и Вячеслав Богатырев
Фото: Анастасия Тарубарова

После войны и до наших дней линия Старый Оскол — Сараевка продолжает использоваться как для грузового, так и для пассажирского сообщения. И, как рассказала Наталья Звягинцева, к середине июля этого года будет восстановлено движение поезда Старый Оскол – Ржава – Курск – Москва.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество20 декабря , 15:19
Учёные запустили «Сибирский кольцевой источник фотонов» в наукограде Кольцово
Материал
Общество19 декабря , 09:36
Вячеслав Гладков рассказал о выделении 700 млн рублей на приобретение медоборудования в 2025 году
Материал
Общество17 декабря , 17:36
Делегация из Белгородской области посетила XXII съезд «Единая Россия»