В истории человечества было немало попыток защититься от врагов возведением оборонительных сооружений. Это и знаменитые Трояновы валы времен Римской империи, Великая Китайская стена, загадочные земляные фортификации на левой стороне Волги напротив Саратова. К ним по праву можно отнести и Белгородскую черту, состоявшую из засечной линии и городов-крепостей, возведенных в XVII веке. И здесь свое слово сказали и делом подтвердили степные воины – казаки. Так, в гарнизонах Оскола, Царева Алексеева, Белгорода, Яблонова и Корочи были не только местные казаки-севрюки, но и выходцы с Дона, Терека и даже Яика. Они же несли патрульную и сторожевую службу на линии и в дальних разведках по степи. Память об этом хранят в нашем крае Казацкая степь, некогда станы Сапрыкино, Скородное, Истобное, Тёплый Колодезь…
Идея организовать автопробег от Белгородчины до казачьего Дона зрела давно и осуществилась по казачьим традициям стремительно и, конечно, успешно и в кратчайшие сроки. Цель была – увидеть не только прошлое, но и настоящую жизнь потомков казачества, сравнить свои дела и перенять опыт.
За рулём автомобиля – есаул Василий Чуев, с ним рядом председатель совета стариков Белгородского отдельского казачьего общества ОКО «Центральное казачье войско» Николай Ерёмин и фотокорреспондент Павел Асадчих.
Мы знаем, что с берегов казачьего Хопра в это же время тоже движется казачий автопробег, посвященный трагическим событиям столетней давности, когда в огне гражданской войны погибли сотни тысяч казаков… И вот встреча у памятника сынам Тихого Дона. После крепких рукопожатий и фотографирования направляемся в знаменитую станицу Вешенскую – центр Шолоховского района Ростовской области. К её всемирной славе приложил свое литературное мастерство Нобелевский лауреат, уроженец донской земли Михаил Александрович Шолохов.
Поэтому казаки направляются к берегу реки, где установлен памятник героям его эпопеи – Григорию Мелихову и Аксинье Астаховой. Здесь же памятный знак, который указывает старшинство и основание Вёшенской – 1571 год.
Хопёрцы будут продолжать свой автопробег, а мы остаёмся в станице.
Нас встретили местный атаман Анатолий Кошелев и давний друг Николая Ерёмина и первый (с 1992 г.) атаман Верхне-Донского возрожденного округа Всевеликого войска Донского Юрий Карташов. Кстати, четверть века тому назад с ним встречались педагоги и учащиеся губкинской школы №17 и в одной из книг Ерёмина есть памятное фото той встречи. Юрий знаменит, кроме того, своим поэтическим даром и историческим краеведением. Он член Союза писателей России.
По традиции вначале мы идем к реке, и прохладная, чистая вода принимает нас. Неподалеку в зарослях камыша – рыбаки, по тому, как часто мы видим поднимающиеся удилища, – улов у них отменный. Не оскудел Дон своим рыбным богатством: сазан, толстолобик, сом, вобла, плотва, шемая и чухонь водятся в изобилии. Хозяева обещают вечернюю уху.
На постой мы располагаемся на подворье Кошелева, гостеприимная казачка Анфиса потчует нас казачьей снедью. К чихирьку (красное вино) находится и «родительское», по казачьи – «дымка», по‑белгородски – самогон. После традиционных тостов «играем» (поем) песни. А под «Ойси, ты ойси!» даже пускаемся в пляс. Однако застолье длится недолго. На завтра намечено знакомство с Вешенской и соседней Еланской.
Когда мы накануне переправились через Дон, то первое, что увидели, – здания супермаркетов и гостиничных дворов, которые понастроены в изобилии. Это все современные строения, и они ничем не напоминают о прошлой истории и казаках.
Дело в том, что в Вёшенской ежегодно проводится масштабный праздник «Шолоховская весна» и наплыв народа бывает огромным, да и летом здесь большое количество отдыхающих. А некогда задыхавшаяся от знойных восточных ветров и пыли старинная станица сейчас гордится выращенным в округе огромным сосновым массивом, где располагаются санатории и дома отдыха.
А вот в восточной, старой, части станицы почти нет следов цивилизации. Газопровод заботливо спрятан внутри усадеб и не портит вид домов. По улице Подтелкова, где нет твердого покрытия и которое заменяет песок, стоят еще множество старинных казачьих «круглых» домов, где печь располагалась посередине дома и все комнаты согревались ею. Сегодня в станице много зелени, и даже виноград стали разводить в этом краю.
В километре от нашей усадьбы, где мы ночевали, видны купол церкви и колокольня. К ней мы и идём. В этом каменном храме Михаила Архангела, построенном в 1786 году в стиле барокко, было несмотря на раннее утро много прихожан. Молимся и ставим свечи во здравие родных, в поминовение ушедших. Церковь при советской власти использовалась как зерносклад. Заступничество писателя Шолохова спасло её от разрушения. Ныне она отреставрирована и благоустроена.
Побывали мы и в литературном музее Михаила Александровича, и у его могилы.
Центральная площадь, где некогда гарцевали казаки на скачках, сегодня большая, чистая, замощена плиткой и с фонтаном. И памятник Ленину казаки не стали сносить, а только развернули ликом к зданию администрации.
«Нехай наблюдает за теми, кто у власти!» – шутит проходящий старик.
Здесь сегодня есть не только школы, но и культурно-развлекательные, спортивные учреждения. Портрет писателя установлен в Год литературы на здании местного театра.
От некогда большой и процветающей станицы, которая имела более тридцати самостоятельных хуторов, остались ныне восстановленный казаками храм и стоящие отдельно старые казачьи дома, старинное кладбище и вокруг огромное пространство, где растут на песчаной почве кусты чертополоха.
Станицу Еланскую, как центр казачьего восстания в 1919 году на Верхнем Дону, подвергли массовому разорению. Но дух‑то казачий остался!
Не зря это место было выбрано режиссёром Урсуляком для съемки новой экранизации «Тихого Дона». Кстати, наш новый друг Анатолий Кошелев довольно активно снимался во многих эпизодах и с гордостью показывал нам альбом, где он в гриме с окладистой бородой. И голос его звучит с экрана в тот момент, когда вершится казнь над отрядом Подтелкова.
Уроженец этой станицы – казак Владимир Мелихов – решил увековечить и сохранить для истории огненное, кровавое время гражданской войны. В великолепном комплексе сооружений и скульптурных изваяний есть особое здание в виде подковы, где собраны уникальные экспонаты той эпохи: подлинные предметы казачьего быта и снаряжения казаков минувших столетий. Здесь столько всего интересного, что можно провести много часов и никто не потребует «очистить помещение». Можно только поражаться воистину титанической работе по сбору казачьей истории. Кстати, поддержку идее создания такого святого для казаков места оказал наш земляк, скульптор Вячеслав Клыков.
Николай Ерёмин подарил Мелихову свои книги казачьей тематики, а мы приобрели для себя уникальные издания по истории казачества. Наш экскурсовод особо подчеркнул, что мы не в музее (не успеешь отчеты писать и проекты составлять), а в частном владении донского казака, которое всегда открыто для посетителей.