«Это меня вдохновило, – вспоминает Мария. – И хотя я до недавних пор сомневалась в выборе между журналистикой, сферой рекламы и литературой, то с той поры стала склоняться к филологии. Сочинение для МГУ я писала тоже в удалённом режиме и в маске, под наблюдением видеокамеры, но мне это ничуть не мешало. Тема была хорошая: «Особенности раскрытия внутреннего мира человека в лирике Тютчева и Лермонтова».
В итоге губкинская девушка Мария Бугаец заняла восьмую строчку из 589 в рейтинге абитуриентов по направлению «Филология» в МГУ. Перед ней открылся огромный выбор образовательных программ и языков. И, забегая вперед, скажем, что она, согласно своему характеру, выбрала для себя наиболее сложную цель.
«Взрослые сочувствуют нам из‑за нынешней весны, – рассуждала Мария. – Но для меня это было самая счастливая пора, потому что можно было всецело отдаться учебе, не отвлекаясь на посторонние предметы, на пустые разговоры. Думаю, любую обстановку при желании можно обратить себе на пользу, если грамотно воспользоваться временем. Такой шанс – усиленно поработать – нельзя было упускать. Это был настоящий подарок судьбы».
Бывает, что родителям и невдомёк, чем живут их дети, как они учатся, успевают ли. Но здесь не тот случай. Елена Бугаец, врач-офтальмолог, в свое время сама окончила школу с золотой медалью. Она шаг за шагом вела дочь по тернистому пути знаний. Отец Павел Бугаец работает начальником дренажной фабрики СГОКа. Он не жалеет сил и средств ради учебы Марии.
«Маша сначала училась в 16-й школе, – поделилась Елена Бугаец. – И мы с благодарностью вспоминаем преподавателя химии и биологии Наталью Павловну Горбунову, учительницу истории и обществознания Ольгу Анатольевну Усачёву. Своей любовью к предмету они увлекают всех ребят. Благодаря этим преподавателям Маша узнала, что такое настоящая учеба, что она значит для человека».
«А в пятом лицее, куда я перешла в восьмом классе, встретилась с потрясающим преподавателем физики Татьяной Николаевной Титовой, – добавила Мария. – Она приучила нас к дисциплине, мы на ее уроках, кроме физики, ничего знать не хотели. И вообще, в лицее очень сильный педагогический состав. Хочу вспомнить Светлану Александровну Асееву, Ирину Николаевну Помазан, Елену Витальевну Горшкову, своего классного руководителя Ирину Ильиничну Дружинину. Лицей подарил мне самодисциплину, способность мыслить конструктивно. Там я получила всестороннее образование, стала более целеустремленной, а главное – еще научилась учиться».
Вместе с тем Мария посещала Воскресную школу при Спасо-Преображенском соборе, училась в художественной школе, брала уроки игры на фортепиано и гитаре.
«До 9 класса я и сама пыталась писать стихи, работать над серьезными рисунками, – вспоминает Мария. – Но потом учеба становилась все сложнее. И жажду творчества я утоляла в ней. И, если в восьмом классе меня увлекала физика, я даже хотела стать кораблестроителем, то в десятом обратилась к миру литературы, истории, языкознания. С этим и связан переход в шестую гимназию, из которой я и выпускалась».
В гимназии поддержкой и опорой в мире гуманитарных знаний для Марии стал Сергей Петрович Вольваков, директор и учитель истории и обществознания.
О верности этого выбора можно судить по той литературе, которую сегодня высоко ценит Мария. Её любимые писатели – Чехов, Толстой, Есенин, Лермонтов.
В старших классах Мария Бугаец становилась призёром и победителем многих муниципальных и региональных олимпиад по русскому и английскому языкам, по обществознанию, по литературе, международной художественной культуре, истории. В этой олимпийской борьбе она находила силу и вдохновение, определялась с выбором дальнейшего пути. И если вначале были комбинации из истории и английского языка, английского языка и обществознания, то участие и победа в олимпиаде МГУ подсказали, что главное для нее – литература или в широком смысле – филология.
Поэтому на самом заключительном этапе при поступлении в МГУ, когда уже была выбрана зарубежная филология, оставалось только определиться с ее направлением. И теперь, немножко зная характер Марии, можно не сомневаться, что она выберет непростой путь. Ведь недаром она обмолвилась, что ей интересны финский, турецкий, испанский языки. Этот противоречивый набор отражает суть стремлений Марии: ни одного из своих талантов она не хочет потратить напрасно, её привлекает нечто цельное и яркое, к чему всегда ведет тернистый путь науки.
Мария из множества возможностей, из множества языков и культур выбрала, пожалуй, самую неожиданную – культуру Страны восходящего солнца – Японии. Ее выбор, конечно, заставил поволноваться родителей:
«От этих иероглифов голова у любого кругом пойдет…».
Но в этом выборе – вся Мария. Уверен, мы увидим её на фоне сияющей Фудзиямы, услышим рассказы о далёкой стране, узнаем, как много она сделала для сближения столь разных и столь притягательных культур, как русская и японская, западная, и восточная. И отдадим должное настойчивости и твердости юной девушки на тяжёлом и изнуряющем, но таком благородном пути к знаниям. Отдадим должное её родителям и педагогам.