Владимиру Яковлеву, который был восьмым ребенком в крестьянской семье, можно сказать, повезло. Когда в 1959 году он получил аттестат об окончании Орликовской десятилетки, пятеро его старших братьев и сестер крепко стояли на ногах. В селе Успенка с родителями оставались создавшие уже на тот момент свои семьи Полина и Василий. Так что он вполне спокойно мог уехать учиться в город.
— Мечта была одна – выйти в люди. Это означало многое, но прежде всего – получить образование. Именно поэтому все дети в нашей семье пошли дальше учиться: фронтовик Николай не расстался с военной службой, Иван стал летчиком. Полина окончила культпросветучилище, Нина – железнодорожный техникум, Михаил – горный, Василий – ветеринарный. Трое остались и дальше жить по месту учебы и военной службы, а Полина, Михаил, Василий и я –на родине. После окончания училища №1 работал слесарем на комбинате «КМАруда». Мысль учиться дальше не покидала. И когда летом 1965 года было объявлено о наборе в филиал ВЗПИ, понес документы в приемную комиссию, – рассказывает Владимир Никанорович.
Напомним: ВЗПИ в нашем городе начал свою образовательную деятельность в 1960 году как учебно-консультативный пункт Московского политехнического института, а с 1965 года был образован Губкинский филиал ВЗПИ. Это было первое в области высшее учебное заведение, которое обеспечивало предприятия КМА горными инженерами, готовило специалистов в области энергетики, строительства, автомобильного транспорта, экономики. Так что Владимиру Никаноровичу посчастливилось стать студентом первого набора по специальности «инженер-энергетик».
— Мы только назывались заочниками, учиться в институте приходилось по вечерам. Не скрою, учиться без отрыва от производства было трудно, поэтому из нас четверых, поступивших с одного предприятия, вскоре осталось трое – Александр Кухарев, Николай Винюков и я, – пояснил мой собеседник.
Во время разговора он не раз с благодарностью взглянет на сидящую рядышком жену Марию. Вместе супруги 53 года. Поженились в 1967 году, когда Владимир Никанорович учился на третьем курсе, который у студентов считался своего рода рубежом. Не зря даже шутка такая ходила: сдал сопромат – можешь жениться!
Молодая семья, в которой вскоре родилась дочка, потом вторая, требовала внимания. Успевать одновременно на работе, в воспитании детей и учебе было все труднее. Тем более что к тому времени Владимир Яковлев был переведен в желдорцех строящегося Лебединского ГОКа. Новое производство требовало больше сил, ответственности.
Руководство подразделения заметило в нем организаторские способности и чаще стало доверять ответственные задания. В будущем Владимиру Яковлеву придется поработать и мастером, и начальником участка, и главным инженером цеха № 5 желдорцеха комбината, причем весьма успешно, судя по званию «Ветеран труда» и количеству благодарностей в его трудовой книжке.
— Я проучился в ВЗПИ семь лет. Прервать учебу пришлось из‑за выросшей нагрузки на производстве. Комбинат развивался такими темпами, что задачи перед коллективом нашего подразделения ставились все сложнее и сложнее, – вспоминает он.
И хотя сегодня, с учетом солидного возраста и состояния здоровья, поименно вспомнить он может далеко не всех своих преподавателей, благодарность к вузу испытывает очень глубокую. Директор ВЗПИ Александр Филиппович Юров, математик Сергей Петрович Белоусов, преподаватели физики Михаил Сидорович Жилин и Владимир Сергеевич Малахов, начертательной геометрии – Павел Алексеевич Марков, сопромата –Евгений Дмитриевич Крючев, химии – Зинаида Федоровна Шевцова… Это только часть тех, кто помог ему состояться как грамотному инженеру-энергетику.
Своих дочерей Елену и Светлану Владимир Никанорович и Мария Яковлевна тоже вдохновили мечтой о высшем образовании. Они окончили Старооскольский кооперативный техникум, а потом продолжили обучение в профильном вузе Белгорода.
К разговору о мечтах своего поколения Мария Яковлевна сначала посетовала, что ее институт обошел стороной. Выучившись на маслодела в училище, которое находилось в Коньшино, она всего месяц поработала на молокозаводе, а потом переквалифицировалась в литейщики комбината «КМАруда». Производство с вредными условиями труда ее не испугало, ведь оно давало возможность неплохо заработать. Наряду с мечтой получше приодеться, у девушки была еще и ответственность перед родителями и братьями-сестрами. А их в семье, кроме Марии, было шестеро.
«Ты не скромничай. Твоя трудовая биография будет поценнее любого диплома!» – прервал супругу Владимир Никанорович.
И потом уже сама Мария Яковлевна пояснила, что, выработав «горячий стаж» в 30 лет, она еще 22 года трудилась техником по изоляции и мастером ЦЗМ в губкинском СМУ треста Белгородгазстрой. Так что имеет прямое отношение к тому, чтобы всем ее землякам жилось более комфортно.
В разговоре о мечте с супругами Яковлевыми осталась еще одна трогательная деталь. В 1970 году Владимир Никанорович купил для своей мамы Прасковьи Ивановны новую кровать с панцирной сеткой. Для пожилой женщины, всю жизнь проспавшей на жестком топчане, этот подарок сына был необычайно дорогим.