Россияне слывут людьми расточительными, особенно в вопросе использования воды. Поливаем питьевой водой огороды, часами плещемся под душем, моем посуду под непрекращающейся струей из крана и так далее. Почему? По‑видимому, причина в том, что этот уникальный природный ресурс относительно недорогой. А если ещё используешь «магнитик» для искажения показаний счётчика или вовсе не имеешь приборов учёта, то и оглядываться на то, сколько воды вылил, нет необходимости.
В администрации городского округа состоялось совещание с участием депутатов Совета депутатов, руководителей структурных подразделений администрации, а также должностных лиц МУП «Водоканал». На нём обсудили ситуацию, сложившуюся в губкинском «Водоканале». Как проинформировала главный бухгалтер предприятия Анастасия Харитонова, сегодня оно находится в непростом финансово-экономическом положении, и если не принять срочные меры, то до конца года ситуация ухудшится.
Предыдущие годы «Водоканал» сводил концы с концами, так как действовал перекрестный тариф для прочих потребителей, а за электроэнергию платили по утверждаемым на год тарифам. С начала текущего года положение изменилось. Постановлением Правительства РФ запрещено применение перекрестного тарифа для прочих потребителей. Стоимость потребленной электроэнергии теперь предъявляется не по тарифам, установленным на год, а по сложившейся на рынке цене, и она, практически, ежемесячно меняется.
С января 2019 года для населения, которое является основным потребителем воды, установлен льготный тариф. В результате чего за каждый кубический метр по отношению к экономически обоснованной цене не доплачивается по 9 рублей 76 копеек, по этой же причине за 1 кубометр стоков не доплачивается 9 рублей 70 копеек. Вместе с тем, областной комиссией по государственному регулированию цен и тарифов на 2019 год по Губкинскому городскому округу рассчитан экономически обоснованный тариф в размере 32,07 рублей за 1 метр кубический воды.
В ходе рассмотрения вопроса отмечено, что губкинский «Водоканал» при всей сложности создавшегося положения имеет лучшие показатели по выполнению мероприятий энергосбережения, по применению современных технологий подготовки качественной питьевой воды, а также очистки сбрасываемых стоков. Также отмечено, что наш «Водоканал» в сравнении с другими добился существенного снижения потерь сетевой воды. Немаловажным является то, что губкинский «Водоканал» единственный в Белгородской области строительство и реконструкцию инженерных коммуникаций выполняет собственными силами. Известно, что выполнение этих работ сторонними подрядными организациями в полтора-два раза обходится дороже.
Особенностью губкинских водопроводных систем является то, что в сравнении с другими муниципальными образованиями области себестоимость нашей воды дороже по причине более глубоких скважин и большему количеству действующих станций обезжелезивания. Наше географическое расположение в центре Среднерусской возвышенности и железорудные залежи являются этому причиной.
С 1 июля текущего года в Губкинском городском округе для населения действуют льготные тарифы за 1 кубический метр воды – 22,31 рубля, а за 1 кубический метр стоков – 18,67 рубля, а в других муниципальных образованиях Белгородской области тарифы установлены следующие:
Сложное финансовое положение не позволяет МУП «Водоканал» рассчитываться с энергетиками за потреблённую электрическую энергию, а дальнейшее увеличение долгов приведет к судебно-исковым требованиям. Несмотря на то, что наш «Водоканал» неоднократно признавался и в настоящее время является энергоэффективным предприятием, из‑за действующих цен за 1 кВт/ч доля потребляемой электроэнергии в себестоимости услуг остается высокой и составляет 31%.
Вопросами обеспечения населения качественной питьевой водой обеспокоено Правительство РФ, которое рекомендует реформировать государственные и муниципальные убыточные предприятия водопроводно-канализационного хозяйства. Одним из направлений предлагается передача муниципальных предприятий в концессию потенциальным инвесторам. При этом вновь образуемым коммерческим организациям будут устанавливаться тарифы с учетом покрытия инвестиционных расходов. В этом случае органы местного самоуправления не смогут влиять на деятельность концессионера, который вдруг окажется недобросовестным.
Администрация Губкинского городского округа считает этот путь рискованным и ставит задачу сохранить муниципальное унитарное предприятие путём его поддержки через механизм реализации муниципальной инвестиционной программы, основная доля финансирования которой обеспечивается за счет местного бюджета. Задача всех потребителей услуг состоит в том, чтобы своевременно и в полном объёме рассчитываться за потребляемую воду и водоотведение.