Цифровая эпоха наступает настолько стремительно, что говорить о будущем детей вне развития информационных технологий немыслимо. Даже трудно назвать профессию, в которой уже сегодня не требуются компьютерные навыки и знания в области точных наук. Элементарные естественно-научные знания, умение логически мыслить, не говоря о строгом соблюдении определенных технологических процессов, нужны везде. Поэтому и возникла идея STEAM-образования, представляющая собой сочетание науки, технологии, инженерии, искусства, математики.
В марте в рамках международной программы обмена «Открытый мир» в составе российской женской делегации в Америке побывали два губкинских педагога – преподаватели иностранного языка Татьяна Никулина из школы №1 и Наталья Дугинова из школы №2.
На вопрос, почему именно школьные учителя получили возможность познакомиться с американской моделью образования детей в рамках современных инновационных процессов, достаточно подробное пояснение дала Наталья Дугинова:
«Современная технологическая революция меняет приоритеты в педагогике. Уж если настолько востребованы во всех сферах жизни знания, профессионализм и лидерство, то и учить этому надо с самого детства. А кто тогда, если не школьный педагог, сам должен стать новатором?!»
Прежде всего, настало время кардинально изменить содержание образования. Оно должно быть более демократичным, динамичным, больше содержать элементов творческого общения. Такую возможность как раз дает концепция STEAM, набирающая популярность в ряде западных стран. В ней объединяются научно-техническая область и гуманитарная, что делает процесс образования более результативным и полезным для человека. Одновременная активная работа обоих полушарий мозга обеспечивает развитие как логического (левое полушарие), так и интуитивного, креативного (правое полушарие) мышления.
Стоит сказать сразу: в штатах реализация STEAM-образования осуществляется на всех уровнях – от дошкольного до профессионального, причем зачастую в тесном сотрудничестве учебных и внеучебных организаций.
Мне удалось посетить несколько образовательных организаций, находящихся в штате Иллинойс – Детский центр Кохл в Большом Чикаго, Академию Квест для одарённых детей, Академию Лейк-Форест, школу им. Элдая Стивенсона. Одна только атмосфера в них чего стоит – добрая, творческая, открытая!
Если Детский центр Кохл больше ориентирован на детей с рождения до 8 лет, поэтому в его образовательных методиках много интерактивности, побуждающей интерес к познанию, то в Академии Квест для одаренных детей одинаково значимы академическое образование, развитие вкуса к искусству и воспитание характера. Академия Лейк-Форест – это школа-интернат с круглосуточным пребыванием детей. Ей уже более полутора столетий, но традиции остаются неизменными: малочисленные классы, интенсивная и углубленная программа обучения, крепкая система наставничества.
Что касается школы им. Элдая Стивенсона, то в рейтинге школ штата Иллинойс она занимает седьмое место, что говорит об отсутствии каких‑то признаков элитарности. Но по нашим меркам – это огромное учебное заведение, в котором 4300 учащихся. Что интересно, в старших классах дети могут не только изучать предметы из курса высшей школы, но и сдавать по ним государственные экзамены. Важная составляющая учебного процесса – практические занятия, на которых демонстрируется применение научно-технических знаний в реальной жизни.
Очень понравилась атмосфера занятий. У них очень распространены вербальные жесты, сигнальные таблички на столах, по которым учитель видит – все ли в порядке у ученика на уроке, не испытывает ли он какое‑то неудобство. Теперь и я в своей работе использую таблички, на которых обозначено: «У меня все в порядке», «Хочу выйти», «Есть вопрос».
Невозможно было также не заметить, что практика поведения – в основе всех основ. Мусорные контейнеры с раздельным сбором мусора, ни одного курящего вблизи школы. А главное – креативность поведения на уровне быта. Я наблюдала, как в одной из лабораторий, в сторонке сидел подросток и спокойно уплетал себе еду из контейнера. Объяснение простое – не успел позавтракать.
Другой пример – демократичная манера общения детей и взрослых. Идущего навстречу директора школы ученик вполне может поприветствовать хлопком ладошки о ладонь.
У Татьяны Никулиной ознакомительный маршрут пролегал через города Вашингтон, Каламазу и Чикаго. Поэтому и впечатления частично связаны с окрестностями Капитолия, Белого дома, Библиотекой Конгресса.
— Интереснейшие лекции, удивительные люди в беседе – всё это оставило самые яркие впечатления. Посетили мы не только Вашингтон, но и небольшой городок Каламазу, где нас встретил теплый прием представителей организации Colleagues International Kalamazoo.
Поразительно, сколько всего интересного делается там Музеем авиации в плане STEAM. Это не только награды, конкурсы и гранты для учителей, студентов и школьников, но и проведение «Субботы науки» для учениц средней школы, когда им предлагают участие в создании роботов, в исследовании источников энергии, развивают элементарные навыки. Кстати, таких специальных проектов для девочек там множество, потому что проблема привлечения именно их к техническим знаниям одинаково актуальна во всем мире.
Очень полезной была встреча с консультантом в области STEAM-образования Деброй Колберг в Каламазу, которая рассказала о множестве образовательных программ для детей, направленных на сотрудничество с производством, бизнесом, школьным образованием и современными технологиями.
Как известно, в Штатах среднее образование, как и у нас, является обязательным. Устроиться на работу, не имея аттестата об окончании 12 классов, непросто. Поэтому в последние годы там идет глобальная общественная профориентация. Государство и частный бизнес проявляют большую заинтересованность в том, чтобы дети после окончания школы получили профессию. Поэтому в средних и старших классах им даются семь направлений, в рамках которых они пробуют себя. Это называется профнавигацией.
Как нам пояснили, в Штатах сейчас слишком много людей с дипломами о высшем образовании, но мало профессионалов с практическими навыками, готовых сразу же после окончания вуза приступить к работе на предприятии или в компании. Нам рассказывали, что Google, Apple и другие крупные компании уже не интересуются, какое образование у человека. А вот интерес к его практическим навыкам очень высокий.
Не вдаваясь в тонкости модели их STEAM-образования, скажу однозначно, что коллаборация (развитие совместной деятельности), креативность, коммуникация и критическое мышление – это те навыки в новых образовательных подходах, которым в настоящее время в Америке отдается предпочтение. При такой системе преподаватель не является источником ответов, а больше – советник. Главное за ребёнком – он должен самостоятельно исследовать «проблему» и найти нужный ответ на уровне доказательств.
В поиске заинтересованного в профнавигации партнера заинтересовано все общество. У нас была встреча с мэром небольшого промышленного города, а также женщиной-сенатором. Они продемонстрировали глубокое понимание новых подходов к образованию. Кстати, оба – пенсионеры, что, в свою очередь, говорит о востребованности людей с современным мышлением и активной жизненной позицией.
Очень ценно, что у американских школ много партнеров. Они активно вкладывают деньги в практикоориентированное обучение, разработку учебных программ. Так что существует, можно сказать, общественный заказ или индустриальная потребность в людях, обученных решать проблемы творчески, со знанием дела. Этому как раз и учит STEAM.
Татьяна Никулина:
«Несмотря на то, что мы работали в разных делегациях, впечатления от изучения американского опыта очень похожие. В настоящее время вместе с Натальей Александровной разрабатываем проект социальной направленности. Для 20 пенсионеров планируем организовать занятия, на которых научим, как выполнить электронные коммунальные платежи. В качестве помощников им будут наши ученики, владеющие IT-технологиями. Это принесет пользу пожилым людям и для детей будет хорошим волонтёрским опытом. Кстати, волонтёрское движение в Штатах очень распространено.»
Наталья Дугинова:
«Уже не первый год в школах Белгородчины дети собирают и сдают макулатуру, участвуют в экологических субботниках, сажают деревья. Сейчас наша область включилась в проведение «мусорной реформы», организовав в городах и районных центрах систему раздельного сбора мусора. На американском опыте, когда повсеместно мы наблюдали практику поведения детей, усвоивших экологическую истину – чисто там, где не сорят, надо и у себя добиваться этого же. В своем кабинете иностранного языка я поставила контейнеры для раздельного сбора мусора. Дети уже привыкли к ним и используют осмысленно.
«Что касается включения элементов творчества в образовательный процесс, то для конкурса «Мой любимый кабинет иностранного языка», который проводится Белгородским институтом развития образования, мы с Татьяной Александровной тоже придумали немало интересного. Сигнальные таблички, наглядно оформленные проекты, выполненные детьми с большой выдумкой, – уже реальность. Все это помогает сделать процесс обучения иностранному языку увлекательным и творческим. А то, насколько важен английский язык в наше время, думаю, никому не нужно объяснять. Для всех современных компьютерных технологий – это средство обмена знаниями, опытом.»