Котельная «Журавлики» начала работать в 1988 году. Установленная тепловая мощность – 150 Гкал/ч, что позволяет обеспечивать теплом и горячей водой потребителей одноименного микрорайона и других районов Губкина. За три десятка лет отпустила 6,4 млн Гкал тепла. Котельная входит в состав ПП «Губкинская ТЭЦ» филиала ПАО «Квадра»-«Белгородская генерация».
…Когда возвращаюсь в Губкин из дальней поездки, загодя начинаю высматривать признаки приближающегося города… Вот! Показалась труба котельной. Ну, всё, – считай, дома… Полагаю, не только я воспринимаю котельную как один из городских символов. Слышала, к примеру, что автосервис в непосредственной близости от неё известен в народе как сервис «на трубе»…
А когда прочла в одной из давних публикаций нашей газеты: «Сегодня трудно представить, что когда‑то на месте котельной «Журавлики» было ровное поле», полностью согласилась с её автором. Действительно, представить наш город без котельной невозможно.
«…Потребности города в тепле постоянно растут. Но возможности единственного источника – ТЭЦ – не безграничны, и поэтому давно уже создался дефицит тепла, который становится всё более ощутимым… В 1986 году он составлял 45–48 гигакалорий, в этом будет 56. Другими словами, пятая часть всех потребителей тепла будет питаться за счет недогрева остальных…» – писала газета «Знамя Ильича» (теперь «Новое время» – прим. авт.) в 1987 году. И внимательно следила за тем, как движутся дела на жизненно важном для города объекте.
«…Котельная смотрится вполне законченным промышленным объектом. Внушительно возвышается главный корпус с 90-метровой дымоходной трубой, две огромные ёмкости с веером трубопроводов различных диаметров, здание очистных сооружений… Но с первых шагов по территории понимаешь, что в стадии завершения лишь строительные работы. Наступил самый ответственный момент – монтаж оборудования…» Это опубликовано в том же году. А немного позже публикация под заголовком «Время торопит» в очередной раз подтвердила важность стройки…
Как бы пафосно это сегодня ни звучало, но за строительством котельной следил весь город: от него напрямую зависело, насколько тепло будет в наших квартирах. Строители и теплоэнергетики работали не за страх, а за совесть. «Хотите, чтоб ваш ребенок засыпал и просыпался в тепле?» На этот риторический вопрос у каждого был вполне конкретный практический ответ.
Но это лирика. Перейдем к фактам. В этом году у котельной «Журавлики» юбилей – ей 30. Три водогрейных котла, два паровых, две скважины, собственная служба химводоочистки… На «хозяйстве» 33 человека.
За прошедшие годы изменилось многое: на смену «ручному управлению» пришла автоматика, не единожды претерпели реконструкцию котлы и насосы, стала более совершенной система водоочистки… Словом, это современное производство, которое постоянно модернизируется. В этом году, например, на капитальный ремонт водогрейного котла выделено около 3 миллионов рублей, часть уже освоена. Всё оборудование аттестовано. Успешно прошла проверка готовности к работе на резервном топливе (оборудование работает на газе, при необходимости – может на мазуте). Многое делается в рамках экологической программы. Котлы устроены так, что в них происходит рециркуляция газа, и на выходе имеем углекислый газ и окись азота.
«Сегодня, как и 30 лет назад, котельная обеспечивает губкинцев теплом и горячей водой – примерно половину города. И с этой задачей коллектив котельной успешно справляется,» – отметил директор ПП «Губкинская ТЭЦ» Юрий Помельников.
Начальник котельной Роман Черныш в силу возраста в её строительстве участвовать не мог. Однако сумел перенять принципы своих предшественников – работать не за страх, а за совесть и помнить, что от тебя зависят тепло и уют в домах тысяч губкинцев и в твоём собственном. Эти принципы сумел привить и коллективу.
Наша справка: Специальность теплоэнергетика выбрал осознанно: сначала техникум, потом институт. Котельная «Журавлики» – в общем, первое и единственное место работы: работал на ТЭЦ машинистом-обходчиком котельного оборудования, в 2001-м переведен на котельную «Журавлики» начальником смены, с 2005 года – начальник котельной.
— Роман, как я понимаю, работа теплоэнергетиков делится на две части: в ОЗП (осенне-зимнем периоде) и подготовку к ОЗП. Не скучно ходить по одному и тому же маршруту?
— По одному и тому же маршруту мы не ходим: он постоянно меняется. Не меняется только степень нашей ответственности. Перед машинистом котлов – десятки датчиков, на которые выведены многочисленные параметры. Они требуют постоянного внимания: любые отклонения грозят серьезными последствиями. Днем и ночью, через каждый час наши работники проверяют и производят обходы основного и вспомогательного оборудования. Наверное, географически, их маршрут можно считать одним и тем же. Но данные постоянно меняются, так что работа эта не столько для ног, сколько для головы. И потому все маршруты разные.
За нами – тысячи горожан, их тепло, покой, уют. Раз и навсегда мы решили в своем коллективе: хотим, чтобы наши дети засыпали и просыпались в теплом доме.
— Раз заговорили о коллективе, расскажите, какой он.
— Грамотный, дружный, добрый, ответственный. И в ежедневной работе, и в трудных случаях люди не делят дело на своё и чужое – работают в одной упряжке. Скажу так: в нашем коллективе я уверен, как в самом себе.
Машинист котлов Татьяна Бондаренко работает на котельной «Журавлики» с 1988 года. В юности получила специальность машиниста крана, закончив обучение с красным дипломом.
Наша справка: подала документы в вуз, могла стать преподавателем технических дисциплин. Но по семейным обстоятельствам пришлось отказаться от этой мысли… А тут прямо по соседству с ее домом возводилась новая котельная. Технически грамотную девушку это не могло не заинтересовать. Она прошла обучение на курсах и была принята на работу одной из первых. Спустя годы, Татьяна вспоминает, что это стало счастливым моментом её жизни…
«Время течет, люди в коллективе появляются новые, но ощущение радости от работы всегда со мной. Коллектив очень дружный, люди добрые, всегда готовы помочь. Бывает, услышишь что‑то не очень лестное о молодежи. Но у нас молодые специалисты очень хорошие.»
Ее рабочая смена начинается с обхода оборудования котлов, насосов, а затем Татьяна переходит к главному щиту управления. О том, насколько ответственна работа машиниста, говорит тот факт, что все параметры, а также график работы основного и вспомогательного оборудования задаются и контролируются машинистом котлов.
Татьяна Бондаренко помнит котельную совсем новенькой. Но специфика работы такова, что здесь постоянно обновляется оборудование. Поэтому здесь царит дух новизны, чистоты и порядка.
Николай Рожнов – дежурный электромонтёр. Стаж его работы в котельной равен возрасту самой котельной, даже немного больше…
Наша справка: Уроженец здешних мест. Окончил техникум на Дальнем Востоке, 10 лет ходил в море судовым электриком. Вернулся на родину и 31 декабря 1987 года поступил работать на ТЭЦ. Прошел необходимое обучение и стал работать в котельной.
«1 июня 1988 года состоялся пуск котельной – городу нужен был дополнительный теплоисточник, а ТЭЦ как раз остановили на ремонт. Начали работать, нередко бывали сбои. Оборудование ведь было не таким, как сейчас. Мне кажется, что мы изучали технику, а техника – нас. Сегодня большинство процессов автоматизировано. А раньше управление в основном было ручным, случались отключения…»
Три десятка лет Николай Рожнов работает дежурным электромонтёром. Менялось оборудование, автоматизировались технологические процессы, а его задача оставалась неизменной – обеспечить бесперебойную работу оборудования, не оставить губкинцев без тепла. За эти годы многим начинающим специалистам показал он дорогу в профессию… Не было ли искушения сменить место работы? Было, конечно. Но перевес всегда оставался на стороне котельной – интересная работа, дружный коллектив.