Картины Алексея Мрочко покоряют с первого взгляда. Мастерство художника очаровывает настолько, что хочется любоваться и любоваться, всматриваться в каждый штрих, деталь.
А между тем, Алексей Анатольевич получил техническое образование. Живопись - его отдушина. Он не профессиональный художник, а любитель. Основная работа - Лебединский ГОК.
«Когда пришло время определяться с профессией, то почему-то не было мысли получить профильное образование. Жизнь складывалась так, что все время думал о насущных делах. Необходимо было зарабатывать средства», - рассказывает он.
В Губкин Мрочко приехал в конце 2011-го из Архангельска. Там в юношеские годы впервые душа и потянулась к краскам и кистям, хотя художников среди родных не было. Но отцу, отмечает собеседник, неплохо давалось черчение.
«К творчеству он не имел ни малейшего отношения. Но при том делал небольшие проекты, к примеру, помогающие выпилить погреб из досок», - вспоминает Алексей.
Навык, видимо, передался сыну. Но тот пошел дальше и стал художником. Первое время делал несложные зарисовки.
«Учился самостоятельно. Пример брал с других художников, изучал их картины на выставках. Знакомился и с северными мастерами. Улавливал для себя какие-то изюминки, следовал их советам. Читал тематическую литературу», - говорит Мрочко.
Алексей - большой поклонник масляной живописи, которую плотно стал изучать с восемнадцати лет. Многие с осторожностью относятся к этому материалу, думая, что у него «сложный характер». Художник уверен что, напротив - текстура удобна в использовании, краски пластичные. За счет того, что долго сохнет, можно подправить, если не вышло с первого раза. Есть возможность работать, как пастозно, так и тонкими лессировками. Масло - очень динамичный материал.
«Сохнет по-разному - как в течение одного сеанса, так и дольше, к примеру, если добавить льняное масло или какое-нибудь другое художественное. Материал становится тягучим, но иногда подобный эффект необходим», - объясняет живописец.
Не отказывается он и от акрила. А вот к акварели подхода не нашел. Не освоил её. У краски своя «манера поведения», много тонкостей.и Иногда художник пишет картину обоими красками - начинает акрилом, завершает маслом.
К слову, искусство сегодня - удовольствие не из дешевых. Тот же небольшой тюбик масляной краски обойдется в 250-300 рублей. Интересно, что одни цвета - сложные в производстве - будут дороже, к примеру, синий, фиолетовый, изумрудный и др. Природные - дешевле - белый, охровый цвет и т.п. Потратиться придется и на другие материалы.
Речка, храм у мостика, лесная опушка, сирень... Здесь много света, природная ненавязчивая цветовая гамма, где каждый оттенок плавно перетекает в другой. К слову, если раньше художник не применял цветовой круг (способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели, - прим.авт.), то сейчас серьезно его изучает.
В приоритете у художника - пейзажи в разное время года. Чаще - северные. Любовь к родному краю не отпускает. Мрочко написал сотни картин. Поначалу мазки были робкие, неуверенные, ныне выработал профессионализм. Бывает и такое, что художнику хочется приложить руку к старой картине, сделать ее лучше.
«Одну из работ я написал в 2014 году. Следом переделал. Прошло много лет и сейчас вновь хочется внести коррективы в осенний лес, который изобразил. Долго смотрел на картину опытным взглядом, не нравится композиция и даже сама манера письма. Я неверно расположил деревья, что бросается в глаза. Профессионалы это заметят. Картину я прочистил, обезжирил и по всей работе прошел свежими красками. Лак - связующее вещество, он хорошо контактирует со свежим маслом. После редактирования получилось красиво» - считает он.
В работах написанных ранее и свежих он видит разницу:
«Тематика не поменялась, а техника письма - да. Я стараюсь выработать свою, индивидуальную. В приоритете - пейзажи, иногда - абстракция. Изредка, но пишу сюрреализм. Люблю фантастику, космос... Пробовал портреты, но понял, что это не мой жанр. Каждый художник выбирает свою нишу, то, что ему ближе».
Картины у Алексея Анатольевича надолго не задерживаются. Одни полотна он дарит, другие продает, пишет на заказ.
«Бывает, для себя пишешь несложный этюд. А в итоге выходит ценная работа», - делится нюансами Мрочко.
Его заказчики - и местные жители, и иногородние. Однажды работу купил коллекционер из Пскова.
Кто-то рад приобрести то, что есть уже в коллекции живописца, иные приносят свои фотографии. Многие полотна были отправлены на Север. К слову, красоту этого края в большей степени Мрочко и отражает в своих работах. Пишет по своим фотографиям. Выходить на пленэры особо нет времени.
«Живу в частном доме, поэтому с весны до осени загружен в огороде. Если есть заказ, занимаюсь им вплотную. Для себя пишу чаще в середине осени и зимой. На небольшую картину 30х40 может уйти, как один день, так и несколько. Все зависит от сложности», - отмечает он.
Все картины Мрочко отображают дневное время суток, но мастеру хотелось бы попробовать изобразить и сумерки, запечатлеть на холсте всю прелесть вечера.
«Я сфотографировал несколько городских пейзажей: лужи после дождя, освещение, тучи... Смотрится красиво. Художник всегда замечает мелочи. Есть задумки написать работу, но пока не воплотил идею в жизнь», - говорит художник.
По словам Алексея Анатольевича, из одной работы порой вытекают другие. Стоит только присмотреться.
«В некоторых моих картинах нашел оттенки, которые смотрятся весьма красиво. Их хорошо бы применить и в других полотнах», - отмечает Мрочко.
В работах он предпочитает не акцентировать внимание на крупных деталях: «Все, что ближе к макросъемке не совсем мое. Хотя иногда и это приходится делать. У живописца должен быть большой опыт. К примеру, сейчас работаю над небольшой картиной, где много веточек, листьев».
Со временем художник дорос до выставок. Первая состоялась в ЦКР «Форум» в 2012 году. Следом–другие экспозиции: в Губкине, на родном предприятии - Лебединском ГОКе, в Старом Осколе в частной галерее, в Белгороде. Художник признается, что заранее ничего не планирует. Участие в выставках происходит спонтанно. С удовольствием он принял участие и в традиционной ярмарке «Золотая осень».
Не меньшей любовью Мрочко проникся и к иконописи. Опыт - большой. Мастерство перенимал у опытных наставников из Архангельска.
«В иконописи своя манера письма, много тонкостей. Я, к примеру, не смог освоить темперную живопись. Особенность в том, что самому необходимо заготавливать пигменты специальным способом. Я пишу маслом по определенным канонам. В иконописи быстро работу не выполнить. Необходимо выждать, пока краска подсохнет, затем приступать к новому слою. С ликами достаточно сложно работать. Над иконой тружусь месяц, а то и больше», - делится Алексей Мрочко.
В его творческой копилке есть самые разные иконы, в том числе и двусторонние. Как и в живописи, что-то он пишет для себя, что-то на заказ. Поступают от людей и просьбы подредактировать готовую икону.
Впереди у Алексея Мрочко - новые творческие реализации. Искусство - то, без чего он уже не представляет свою жизнь.