Local Logo
Новости города Губкина Белгородской области
97.95
+0.12$
104.85
-0.60
+1 °С, облачно
Белгород

Мастер гончарного дела Вероника Меташева рассказала о своей любви к народному творчеству

20 июня 2023, 15:28Культура
Фото: из архива Вероники Меташевой

На первый взгляд изготовить что-то из глины довольно просто. В реальности же это сложный многоступенчатый процесс.

Вероника Меташева – талантливый мастер по гончарству, а с недавних пор и педагог. С искусством сроднилась с детства, и быстро взяла курс на успех. Обучаясь в общеобразовательной школе, параллельно посещала художественную. За четыре года приобрела неплохие навыки. Расстаться с творчеством она больше не смогла, поэтому поступила в училище в Старом Осколе на художника-оформителя.

Познакомившись с Народным мастером Белгородской области и России Татьяной Шиян, начала посещать кружок, где получила первые азы гончарного ремесла. Разглядев в девушке талант, наставник посоветовала поступить в Суджанский техникум искусств в Курской области на отделение художественной керамики. После учебы Вероника устроилась на работу в старооскольский Дом ремесел, которым руководит Наталья Никишина. Как призналась Меташева, в коллективе ее сразу приняли.

С кругом на «ты»

Здесь и прикипела она к гончарному промыслу. Раз и навсегда! В Доме ремесел отработала почти шесть лет. Уникальные изделия Меташева создает как вручную, так и на гончарном круге. Многие мастера говорят, не всем дано с ним совладать. Вероника же с оборудованием сейчас на «ты».

«В техникуме мы делали небольшие вещи, а здесь - объемные работы. К примеру, вместимость горшка и макитры (широкий глиняный конусообразный горшок с шероховатой внутренней поверхностью, - прим.авт.) более пяти литров», - уточнила Вероника.

Навыки она передавала и другим – в Доме ремёсел вела студии декоративно-прикладного творчества «Гончарное дело», «Керамист». Гончарство – магнит как для детей, так и для взрослых. Секреты промысла постигали люди разных профессий. Первые занятия –  ручная лепка для того, чтобы познакомиться с материалом, понять, какой он на ощупь, какие имеет свойства. Затем уже переходили к гончарному кругу.

«Изделию мы придавали форму, а декор люди придумывали сами, включали фантазию. Надо сказать, к созданию своих работ на мастер-классах они подходили творчески и ответственно», - поделилась Вероника.

Терпение и труд

На первый взгляд изготовить что-то из глины довольно просто. В реальности же – это сложный многоступенчатый процесс.

«Это тяжелая физическая работа. Она требует и большой усидчивости. И еще сложность в том, если сделали, допустим, тонкие стенки, то такими они и останутся. Ничего долепить уже невозможно. Поэтому необходимо чувствовать толщину», - объясняет мастер.

Для изготовления той или иной вещицы необходима глина. И она в умелых руках превращается в кувшин, чашку, тарелочку и даже тортницу. Потом мастер покрывает посуду глазурью. От фабричной не отличить. К слову, её подопечные свои изделия делали не только для души, но и сами пользовались глиняной посудой. А еще гончарство привлекает тем, что можно сразу увидеть плоды своего труда.

Глина - материал с «характером». В ранге любимцев у Вероники - покупная. Она очищенная и пластичная.

«В работе необходимо подобрать для себя подходящую глину. Бывает такое, мастер использует одну и ту же. А потом переходит на другую и понимает, что она слишком жирная. Есть свои нюансы. Кто-то работает с природной, накапывает самостоятельно, перебирает, отмачивает специальным образом, отстаивает, чтобы вышел весь мусор», - отметила Вероника.

На подготовку, конечно, уходит много времени. Но не сделать этого, значит испортить продукцию. При попадании камней или посторонних предметов во время обжига или уже после него она может взорваться. Еще это обусловлено тем, что гончарное изделие достаточно тонкое.

«Температура при обжиге - тоже важный момент. Свои нюансы есть и при использовании глазурей. Здесь также стоит учитывать температуру. К примеру, низкотемпературная глина и высокотемпературные глазури между собой несовместимы. В гончарстве масса технологических составляющих», - поделилась секретами мастерица.

Импульс к развитию

Вероника Меташева, как мастер гончарного дела, проявила себя в творческих состязаниях разных уровней. Уже спустя год работы в Доме ремёсел взяла первое место на престижном Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая», который проходил в Санкт-Петербурге, куда она отвезла как готовые работы, так и проявила мастерство в режиме реального времени. На всё про всё - один день.

«Сначала думала, что не готова к такому уровню, но все получилось. Меня поддерживал мой коллектив. На конкурсе изготовила традиционную старооскольскую посуду: кувшины, горшки, махотки (глиняный сосуд, — прим.авт.)... Заданная тема — «Мое родное». Для меня это, пожалуй, самое запоминающееся событие. Участвовали сильнейшие мастера, с большим опытом работы», — рассказала Вероника.

С гуру своего дела соревновалась она и на Всероссийском фестивале-конкурсе «Хлудневское древо», который прошел в Калуге. Здесь ей досталось второе место. Еще один международный фестиваль гончаров, прошедший в Рязанской области в Скопине хоть и не принес призового места, зато, по словам Вероники, дал отличный опыт. За плечами и другие конкурсы. Старания молодого мастера не прошли даром. В апреле этого года Меташева получила звание Народного мастера Белгородской области. Чем не знак качества! Вероника считает, что звание «Народный мастер Белгородской области» — хороший стимул для того, чтобы далее развиваться в своем направлении. Однако теперь она это будет делать параллельно с педагогикой.

Дети – это чудо

Работая в Доме ремёсел, Меташева решила пополнить копилку знаний и поступила заочно в Курский государственный университет на факультет искусств и арт-педагогики. В будущем году она станет полноценным дипломированным специалистом. Образование пригодилось. С марта этого года Вероника вернулась в Губкин, устроилась в детскую художественную школу. Преподает ученикам «рисунок», «живопись», «композицию», «историю искусств», «скульптуру» и др. Ей очень приятно было вновь вернуться в свой город, в родное образовательное учреждение, где творческая жизнь бьет ключом. Коллектив - дружный, молодой, перспективный. Среди коллег есть и преподаватели, у которых сама Вероника когда-то почерпнула знания. Наставники всегда подскажут, помогут.

«И директор, и завуч для меня тоже родные люди. Поэтому мне было приятно вернуться в школу. Приняли тепло», - говорит девушка.

Пока у Меташевой три класса, которые занимаются в первую смену. Это небольшие группы. Все обучающиеся - девочки. Они с радостью приняли нового руководителя. Поскольку в Доме ремёсел она обрела хороший опыт работы с детьми, с маленькими подопечными быстро нашла общий язык.

«Мне это очень нравится. Дети — просто чудо, все талантливые, усидчивые, им не терпится научиться чему-то новому. Буду с ними работать. Я тоже хочу попробовать иное для себя направление, но и гончарство оставлять не намерена. Слишком много сил и труда вложено. Когда так долго занимаешься каким-то видом деятельности, привязываешься к нему. Это уже что-то свое, родное. Без гончарства уже не смогу», - делится мыслями мастерица.

Несмотря на то, что Вероника Меташева на новом рабочем месте совсем недавно, успела вывести учеников на конкурсный уровень. В региональном конкурсе изобразительного творчества «От чего люди не летают! », посвященном 200-летию со Дня рождения Александра Островского, ее ученица Дарья Дрюкова заняла первое место, Ульяна Бочарова - третье. Удачным для ребят стал и всероссийский дистанционный фестиваль-конкурс музыкального и художественного творчества «ТриУмф», где Татьяна Нижникова заняла второе место. Впереди у юных талантов - новые старты и победы.

Кристина Годовникова,

Фото: из архива Вероники Меташевой
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 10:22
Вячеслав Гладков рассказал об оборудовании 560 укрытий в образовательных учреждениях Белгородчины
Материал
Общество11 ноября , 12:47
Вячеслав Гладков поручил привести в надлежащее состояние памятные места и мемориалы в регионе
Материал
Общество9 ноября , 12:17
Вячеслав Гладков рассказал о заключении многодетной семьёй каждого восьмого соцконтракта