Новое Время

Губкинский художник Николай Бантюков: «В этом прошла моя жизнь».

9 сентября , 17:43КультураФото: Архив Губкинского краеведческого музея

В своих работах он воспевал труд простых людей, восхищался природой родных мест.

Николай Тихонович Бантюков, заслуженный работник культуры Российской Федерации: 

«Город наш становится год от года красивее, наряднее. И мне самому, как художнику, приятно, что и мой труд есть в этом общем деле».  

Художник родился 12 сентября 1947 года. В этом году ему исполнилось бы 75 лет...  

После окончания в 1965 году Губкинской средней школы № 6 поступал в Черноморское высшее военно-морское училище. Служил на берегу Балтийского моря, и именно там  увлекся рисованием. Сначала это были были пейзажи, затем портреты сослуживцев и командиров. В это время Бантюков начал думать о том, что живопись может стать его профессией.

Возвратившись домой, поступил на работу художником в отдел рабочего снабжения комбината «КМАруда». Но вскоре ему стало тесно в рамках коммерческой рекламы.Николай Тихонович переходит из ОРСа в городскую художественную мастерскую, где начинает работать под руководством известного художника Анатолия Григорьевича Савинова, который пользовался заслуженным авторитетом в городе. В 1975 году Н. Т. Бантюков заочно окончил художественно-графический факультет Курского педагогического института. С этого времени начинается его активная творческая деятельность. 

В раннем творчестве художника одной из ведущих тем стал человек труда. Изучение внутреннего мира коллективов в промышленности и строительстве, спуски в шахту им. Губкина, посещение Лебединского карьера, встречи с людьми стали питательной средой для его сюжетов. Широко известна серия графических работ «Шахтеры КМА», которая состоит из трех частей: «На горизонте дробления», «Подземные перекрестки» и «Электровозное депо»

Производственная тема – самая трудная для художника, так как за атрибутами производства, машинами и механизмами часто исчезает человек. А именно он, прежде всего, интересен художнику и зрителю. 

В 1982 году в статье «Время творить» В. Алин писал: 

«Контрастно сопоставлен крупный передний план с мелкими, как бы повисшими в воздухе фигурами заднего плана. Это позволяет ощутить обобщенность образов, показать труд как действо духовно богатых людей».  

В 1980 году Н.Т. Бантюков с работой «Тепловой узел ГОКа» участвует в V зональной художественной выставке «Край черноземный» в Брянске, по итогам которой его принимают в молодежное объединение при Союзе художников СССР. В том же году он возглавил клуб художников и любителей изобразительного искусства «Вдохновение» при ДК «Строитель». Членами клуба были художники-оформители многих губкинских предприятий: Е. Н. Смирнов, А.А. Эфендиев, Н.И. Дябин, В.В. Куприянов, В.А. Кривошеев, Н.И. Толмачев, О.И. Домаренко, К. Пешев и другие. 

Каждое заседание – это заинтересованный разговор об изобразительном искусстве, музыке, литературе. У клуба установились тесные связи c кинопрокатом Старого Оскола, который предоставлял документальные фильмы о жизни и творчестве выдающихся советских и зарубежных художников и скульпторов. 

Значительное место в творчестве художника занимала природа. Любовь к пейзажу Н.Т. Бантюков пронес через всю жизнь. Он объяснял это тем, что мать родилась в Заломном, отец родом из Оскольца, через это и передалась близость к пейзажам, не броским на первый взгляд, но таким богатым на тона, полутона, если пристально, конечно, в них вглядеться. Николай Тихонович считал, что у природы можно учиться, но тягаться с ней бесполезно. Ведь природа лучший художник и неиссякаемый источник вдохновения. 

В 1983 году Н.Т. Бантюков возглавил городскую художественную мастерскую. Здесь рождались эскизы многочисленных эмблем, плакатов, декораций. Его работы можно было встретить в школах, библиотеках, музеях, детских садах, на площадях и улицах города. 

Более четверти века Н.Т. Бантюков сотрудничал с Губкинским краеведческим музеем, был частым гостем на мероприятиях, оформлял экспозиции музеев истории КМА и В.Ф. Раевского. В залах музея трижды проходили его персональные выставки. Незадолго до ухода из жизни он передал в фонды свой обширный архив: графические и живописные работы, многочисленные эскизы, фотографии и документы по клубу «Вдохновение».

Многогранность и разнообразие творческого наследия художника удивляет. В своих работах воспевал труд простых людей, восхищался природой родных мест, искал в ней новые мотивы для творчества. Он любил наш город и сделал все возможное, как художник, для его развития. Навсегда останутся с губкинцами герб города и муниципальная награда – медаль «За материнские заслуги», эскизы которых разработал Н.Т. Бантюков. 

В одном из интервью художник сказал: 

«Если на все это оглянуться и посмотреть – напрасно это было сделано или нет? Я считаю, нет. И повторил бы этот путь я снова? Я бы сказал, что повторил бы. Я нисколько не жалею. В этом прошла моя жизнь».

                                                                                                                                   Светлана Зацепина, научный сотрудник Губкинского краеведческого музея

Фото: Архив Губкинского краеведческого музея