Наверное, каждому с детства знакомо волнующее чувство дальних поездок. И чаще всего оно связано с поездами. Приятно прильнуть к вагонному стеклу и любоваться красотами необъятных просторов нашей страны. Для тех, кто постарше, памятны и специфичный запах просмоленных шпал, и звук пыхтящих паровозов, и стук колес. А кто из нас не пересчитывал вагоны в бесконечно длинных товарных составах?! Что ни говори, а есть в железной дороге, в её уходящих в даль рельсах, стремительно и плавно летящих поездах особая романтика. Наверное, именно поэтому и люди, работающие на железной дороге, так горячо любят свою профессию.
Железнодорожная станция Губкин – относительно небольшая. Но на протяжении многих десятилетий живет полнокровной жизнью. Здесь формируются грузовые составы, проходят пассажирские и товарные поезда. Раньше эту станцию в народе называли «КМА». Ведь именно к шахте имени Губкина вела первая ветка из Старого Оскола, проложенная ещё в довоенные годы. В годы войны именно от Губкина началось строительство участка легендарной железной дороги Старый Оскол – Сараевка. В 50-е годы ХХ века была построена остановочная платформа 66 км, расположенная уже в непосредственной близости от городских кварталов. И тогда станцию Губкин стали называть уже не просто «КМА», а «Старая КМА».
С развитием городской автотранспортной инфраструктуры станция Губкин вновь вернула себе статус главной пассажирской гавани нашего города. В 2012 году она подверглась реконструкции. Появились новый комфортабельный наземный переход и протяженная пассажирская платформа, большая автостоянка. Капитально отремонтированы все станционные постройки, включая здание вокзала и диспетчерскую. Станция, пусть и с небольшим вокзалом, приобрела вполне современный вид. Здесь можно приобрести билеты и отправиться в путь на поездах дальнего следования.
И всё‑таки железнодорожная станция Губкин Юго-Восточной железной дороги в большей степени относится к грузовым. Основным предприятием, которое она обслуживает, является Комбинат КМАруда. Так сложилось исторически и продолжается по сей день. Основной вид грузов – концентрат железной руды (гематит). Он отправляется на станцию Присады Московской железной дороги.
Ежесуточно здесь формируется два маршрута по 45 вагонов каждый. Приходят вагоны с оборудованием, материалами под разгрузку. Станция работает круглосуточно. Каждую из смен возглавляет сменный начальник станции – дежурный по станции, а общее руководство осуществляет начальник станции. Здесь работают и смежные службы: работники путевого и вагонного хозяйств, службы сигнализации и блокировки, связи и энергоснабжения и машинисты маневровых локомотивов.
В любое время дня и ночи здесь непременно можно застать дежурного по станции, приемосдатчика груза и багажа, оператора технической конторы, агента системы фирменного транспортного обслуживания, составителя поездов и сигналиста. И в том, что весь транспортный механизм станции работает с точностью часов, – заслуга коллектива всей станции, каждой из ее четырех смен. Но всё же смена дежурной по станции, специалиста 1 класса Светланы Маликовой руководством ЮВЖД отмечена особо и удостоена звания «Лучшая работающая смена».
В этой смене работают Сергей Капленко, Надежда Сокол, Наталья Дорошева, Елена Мальченко, агент СФТО Лариса Саплина. Их профессионализм не ограничивается одним только исполнением служебных обязанностей. Каждый чувствует себя неотъемлемой частью коллектива.
«Я люблю всех одинаково!», не задумываясь, ответила начальник станции Губкин Наталья Торгашова, когда мы спросили её об отношении к своим подчинённым.
И это не просто громкие слова. Это правда. Даже после короткого знакомства с работниками станции возникает ощущение, что здесь работают родные друг другу люди. Каждый готов сказать много добрых слов о своих коллегах.
Например, составитель поездов Сергей Капленко заметил, что сигналист Надежда Сокол, будучи сама еще довольно молодым специалистом, охотно делится опытом и секретами профессии с другими, готова всегда помочь советом.
Сама Надежда, выпускница Воронежского железнодорожного колледжа, рассказала, что родилась в семье потомственных железнодорожников. Ее прадед Тихон Семенович Гридасов работал помощником машиниста паровоза на перегоне Новый Оскол – Валуйки, бабушка Тамара Тихоновна Колычева – приёмосдатчиком груза. Мама, Алла Богомолова, и сейчас работает на станции старшим билетным кассиром. Неудивительно, что Надежда – просто гордость станции: вежливая и деликатная в общении, дотошная и спорая в работе.
Оператор технической конторы Елена Мальченко работает на станции Губкин 24 года. Ей повезло трудиться с людьми старой закалки. Елена и сегодня с благодарностью вспоминает ветеранов, у нее всегда найдутся добрые слова в адрес прежних начальников станции Николая Ивановича Баштаненко, Татьяны Михайловны Мешковой. Кстати, бабушка Елены, Наталья Захаровна Козловская, тоже работала на станции товарным кассиром.
Еще больше стаж (34 года) у дежурной по станции Светланы Маликовой. Тяга к точности у нее проявилась смолоду. Работала в Белгородском вычислительном центре, получила образование инженера-экономиста. А с 1984 года работает на станции Губкин. Как и большинство ее коллег, она признается: «Приросла корнями к этой работе, не мыслю для себя иной судьбы».
Работа дежурной – это постоянное общение не только с коллективом смены, но и работниками смежных служб, обеспечивающих движение по станции.
«Стараюсь быть спокойной и уравновешенной. Но за смену приходится переживать всю гамму чувств. Кого‑то и отчитать стоит, кого‑то пожалеть, а кого‑то поддержать и приободрить. Что и говорить, работа на станции ответственная. Каждый переживает и за исправность оборудования и техники, и за сохранность путей и подвижного состава. Ведь сама жизнь людей зависит от точной и слаженной работы коллектива железнодорожников».
Когда смотришь на ухоженную территорию станции, на красивые вазоны с цветами, забавный паровозик, бегущий по лужайке и везущий в вагончиках цветы, видишь за всем этим заботливый догляд, чью‑то добрую волю. Все станционное хозяйство держится в заботливых руках начальника станции Губкин Натальи Торгашовой. О ней можно сказать, что она просто рождена для железной дороги. Судите сами, ее отец Владимир Иванович Кошелев – Почётный железнодорожник МПС СССР, работал главным инженером в железнодорожном цехе ЛГОКа, мать Надежда Павловна – механиком станционной связи. Железнодорожниками были дед и прадед. Дед Иван Иванович Кошелев, будучи слесарем паровозного депо, уехал в обычную служебную поездку в 1942 году, а вернулся только через пять лет. Вот такая служба была у железнодорожников, которые в то время тоже были военными людьми.
Одна из дочерей – Анастасия – после учебы в Ростове также стала специалистом по перевозкам и управлению на железнодорожной станции, а вот другая дочь, Екатерина, обмолвилась, что железная дорога «отняла» у нее мать, и отказалась пойти по ее стопам. Что правда, то правда: работа на транспорте требует полной самоотдачи.
К празднику Наталья Торгашова награждена Почетным знаком «За заслуги перед Юго-Восточной железной дорогой». И пусть все наши губкинские железнодорожники – станций Губкин и Лебеди, Лебединского ГОКа и Комбината КМАруда – получат свою награду в качестве самых добрых поздравлений и пожеланий в связи с их профессиональным праздником.