В декабре в детской художественной школе прошло необычное занятие. В классе всё как обычно: мольберты расставлены по местам, краски с кисточками на изготовку, и Вера Ивановна Соколова как всегда добродушна… Но из пятерых учеников, севших рисовать на листах зеленой бумаги, – ни один не учится в этой школе.
Эти симпатичные мальчишки и девчонки осваивают азы творчества дома с мамами или на занятиях в кружке изобразительного искусства в Комплексном центре социального обслуживания населения. А к педагогу Соколовой они пришли на мастер-класс, чтобы не только научиться рисовать букет в вазе, получив ценную подсказку, но и почувствовать атмосферу творчества.
Для начала познакомились. И оказалось, одного из них, семилетнего Лёву Герасименко, я знаю. Об этом кудрявом мальчишке газета «Новое время» рассказывала два года назад в репортаже с фестиваля «Мы – разные, мы – равные», проходившем в ЦКР «Лебединец». Помню, что тогда он, как заворожённый, рассматривал работы, выполненные воспитанниками кружка моделирования. Получается, теперь не только подрос на целую голову, но его стали увлекать краски и кисточки.
Еще трём любителям рисования – Тимофею Рыкову, Катюше Василенко и Насте Кисель – тоже по семь лет. Каждый, получив вместе со всеми от Веры Ивановны задание – нарисовать цветы в вазочке, тут же взялся за работу. Но без пояснений мастера и поддержки мам все же обойтись им было трудно.
Как я поняла, именно от аккуратности и четкой последовательности действий во многом зависел успех. Сначала следовало карандашом обвести заготовленный шаблон вазочки, потом нарисовать ромашки и колокольчики, и только в завершение аккуратно всё раскрасить, подобрав цвета. Ребятишки молодцы – справились, но это вовсе не было случайностью.
Как рассказала Тимошкина мама, мальчик любит лепить из солёного теста, занимается в кружке в Центре детского творчества, недавно сделал яркое панно под названием «Лето».
«Как только я затеваю пирожки или булочки, Тимоша тут как тут: собирает оставшиеся кусочки теста, чтобы слепить какую‑нибудь фигурку. А что до пластилина, то у нас за три дня уходит коробка, и надо покупать ещё. Все полочки уставлены его волчатами, зайцами, медведями,» – рассказала мама мальчишки.
И про Катюшу Василенко я узнала веселую историю. Рисует она не только в альбоме, но и на обоях в своей комнате. Очень любит настольный театр, даже придумывает собственные сценарии: под впечатлением от сказки «Теремок» недавно придумала новый персонаж – девочку-норушку. Причем нафантазировала, что та крошечная девчонка жила раньше не где‑нибудь, а в норке, вместе с мышатами, но ей тоже захотелось поселиться в уютном теремке.
А вот Настя Кисель, как выяснилось, всё любит – и рисовать, и танцевать, и заниматься в кукольном театре, созданном год назад в комплексном центре.
Самый старший из гостей – шестиклассник школы №14 Антон Горбулев. Кроме Веры Ивановны, рисовать ему помогала мама. Она же рассказала о том, что сын увлекается компьютерными играми, изучает английский язык. Кисточки и краски для него – повод продемонстрировать усидчивость, сосредоточенность и пофантазировать, что очень важно для дальнейшего развития парнишки.
Педагог Соколова не раз за урок подходила к каждому, подсказывая, как придать цветку форму, какие подобрать краски. В итоге у каждого из ребятишек расцвели свои цветы – ромашки, колокольчики, нарциссы и подснежники, а у их мам на лицах – благодарные улыбки.
И ничего, что общая фотография на память получилась несколько разобщенной: то ли ребята устали, то ли просто не привыкли позировать. Быть может, сказалась и их «особенность». Кто знает, какими ростками расцветет она в них со временем?! Ведь мир знает десятки гениев, настроение и характер которых не вписывались в общепринятые стандарты, но люди в музеях до сих пор замирают перед их творениями.
«Никогда не угадаешь сразу, что из кого в дальнейшем получится. Я знаю мальчика с ДЦП, глядя на которого думаешь: ему‑то и кисть держать трудно, но он рисует замечательные картины! А у кого‑то другого, если посмотреть, и здоровье есть, и талант, и техникой владеет, но в результате становится дилетантом в искусстве. Почему? Может, его в детстве заставляли, а может, он оказался сам психологически не готов к серьёзному творчеству. Эти же дети обладают совершенно уникальным жизнелюбием и трудолюбием. Я их всех уважаю и надеюсь, что они меня ещё удивят,» – призналась Вера Соколова.