Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер Европа
10:16, 14 ноября 2021
 Валерий Телегин 308

У стройки есть характер. Очерк о ветеране строительства на КМА Вениамине Трубавине

У стройки есть характер. Очерк о ветеране строительства на КМА Вениамине ТрубавинеФото: личный архив В. П. Трубавина
  • Валерий Телегин
  • Статья

Строительство – не только технологии возведения зданий, сооружений. Это также и технологии правильной расстановки звеньев, бригад, участков, обеспечение слаженности их действий. Работа не такая уж простая. Создание, поддержание правильной моральной атмосферы и психологического климата – это тоже движущая сила в строительном производстве. Среди тех, кто твёрдо в это верит, – ветеран строительства на КМА Вениамин Павлович Трубавин. Свою уверенность он несёт через годы и расстояния. В его биографии есть на этот счет довольно убедительные факты. Вникнем в них по случаю юбилея нашего героя – ему в этом году исполнилось 85 лет.

Порядок в танковых частях

Время – чуть больше десятка лет после капитуляции гитлеровской Германии во Второй мировой войне. Одна из провокаций на границе ГДР на полгода отсрочила увольнение со срочной военной службы танкиста Трубавина и его товарищей. 

Что случилось? Боеготовность советских частей решили проверить стратеги НАТО – развернули крупные масштабные манёвры на границе ФРГ и ГДР. Дневные стрельбы, ночные стрельбы. Лавина танков кружит у границы, демонстрируя скорость хода и мастерство вождения. Внешне похоже, что отрабатывают бросок через нейтральную полосу. Чтобы больше жару наподдать, с запада запускают специальные воздушные шары, адресованные солдатам в форме Советской армии. Листовки ядовитого содержания сыпанулись на советский танковый полигон. От руководства ГСВГ (Группа советских войск в Германии) пришло распоряжение – ответить. 

Теперь уже советские танкисты у границы ГДР и ФРГ начали проводить дневные, ночные стрельбы, вождение танков по разным трассам – с преодолением препятствий. Показательные манёвры закончились паритетом. По ту сторону механики-водители заглушили моторы, в ту же минуту моторы стихли и по эту сторону границы. Но танки у границы на западе выстроились таким образом, что стволы их были направлены на восток. На востоке тоже танки направили стволы на запад. 

У стройки есть характер. Очерк о ветеране строительства на КМА Вениамине Трубавине - Изображение Фото: личный архив В. П. Трубавина

«Метров восемьсот нас разделяло. И был приказ – хорошо прицелиться», – вспоминает Вениамин Трубавин.

Его это коснулось напрямую – в танковом экипаже он стоял наводчиком орудия. Намечал под башню садануть, если тот, кто навёл на него прицел, через границу рванёт в атаку. Две недели продолжалось противостояние. Наши танкисты и на обед из своих машин не выходили. Старшина доставлял еду и условным знаком стучал по люку, чтобы приняли котелки. Инициаторы провокации покинули позиции. Но кто мог знать их подлинные замыслы? Вот и задержали самых опытных, по третьему году уже служивших танкистов, чтобы обу­чили новобранцев и материальную часть дивизии привели в наи­лучшее состояние.

За других душа болит? По натуре – замполит

После того, как лицом к лицу повидал серьёзную опасность, после того, как лично убедился, что никто в их танковом экипаже, в роте, во всём полку ни в чём слабину не дал, Вениамин Трубавин уяснил: коллектив – это сила. Оценил умение замполитов сплотить и поднять людей. 

После увольнения в запас недавний танкист Трубавин поступил механизатором в совхоз «Казацкая степь». Технически грамотный, аккуратный в работе, инициативный. Скоро избрали молодого человека секретарём комсомольской организации совхоза.

Через некоторое время зашумела страна: КМА – ударные комсомольские стройки! Ударным стройкам – комсомольскую энергию! И перешёл Трубавин на автобазу, которая доставляла строительные конструкции и материалы на стройки КМА. Но водителем, не имевшим общественных поручений, продержался недолго. Вновь он слово на собраниях берёт.

В автобазе №1 послушали, посмотрели, мнениями обменялись, и Вениамин Трубавин снова принадлежит не самому себе. Он избран секретарём комсомольской организации автобазы №1.

Секретарь парткома В.Трубавин с монтажниками Секретарь парткома В.Трубавин с монтажниками / Фото: личный архив В. П. Трубавина

Но вряд ли он тогда сразу понял, что его предназначение – работать в большей степени с человеком, нежели с машиной. Стал студентом заочного отделения Харьковского автодорожного техникума. По производственной линии продвигался – механик автоколонны, старший мастер автобазы №1 по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Не было причин не помышлять о дальнейшем росте в профессии. С подчинёнными – взаимопонимание, с вышестоящими нет конфликтов. Но, как говорится, вмешался случай. Первичная комсомольская организация автобазы №1 вышла в лучшие в тресте «КМАрудстрой». По‑своему откликнулись на это члены КПСС автобазы №1: они избрали В.П. Трубавина своим партийным секретарём. Через год пригласили на беседу в Губкинский горком КПСС и предложили должность инструктора в орготделе. Задача – курировать первичные парторганизации, что имеют отношение к строительству. 

В тресте на видном месте

Четыре года в должности инструктора. И вызов в Белгород, в обком, переменивший многое. В обкоме КПСС – разговор на высоком уровне и в тоне, выдававшем озабоченность. Говорилось открытым текстом: в Старом Осколе и Губкине на ударных стройках если с генподрядчикоми проще (их административный аппарат на территории Белгородчины), то в субподрядных организациях начальство одних – в Воронеже, другим команды идут из Курска, третьим Москва даёт служебные указания. Порою несогласованность выбивает из колеи. Для оперативного устранения этих нежелательных явлений принято решение усилить партийное влияние в структурах Минмонтажспецстроя СССР. В.П. Трубавин был рекомендован возглавить партком, который бы объединил монтажников-коммунистов.

Коллектив треста «КМАрудстрой» на первомайской демонстрации в Губкине Коллектив треста «КМАрудстрой» на первомайской демонстрации в Губкине / Фото: личный архив В. П. Трубавина

Партком разместился в Губкине. День на колёсах, информации, что называется, через край. Заседания парткома оказались площадкой, где можно было откровенно говорить о проблемах, предъявить друг другу, если что, нелицеприятные претензии. Без бюрократической волокиты. Благодаря сплочению усилий монтажников-коммунистов, их смежников в 1977 году фабрика окомкования №2 на Лебединском ГОКе была сдана заказчику досрочно. С её сдачей в эксплуатацию было завершено строительство первой очереди Лебединского горно-обогатительного комбината. 

Горком и обком не могли не сделать определённых выводов. В том числе и относительно Трубавина. В 1979 году его кандидатуру предложили на должность секретаря партийного комитета треста «КМАрудстрой». Трест в это время был интернациональным по составу. Представителей Народной Республики Болгарии в отдельных управлениях было чуть ли не большинство. В связи с этим парткому треста необходимо было развивать взаимодействие с руководством болгарской строительной группы в городе Губкине (руководитель строительной группы Антоний Аргиров, секретарь парткома Иван Янев). 

Через длинную череду совместных мероприятий совместное пребывание на ответственных строительных отметках сотрудничество перетекало уже в содружество. Трудовое соревнование стало реальной школой передового опыта. Особенно выпукло проступило это в соревновании комплексных строительных бригад треста «КМАрудстрой» Героя Социалистического Труда СССР Михаила Ивановича Помельникова и Героя Социалистического Труда НРБ Радуила Христова. Как секретарь парткома, Вениамин Павлович Трубавин на новом месте своей работы широко использовал методы, эффективность которых проверил на прежней должности.

У стройки есть характер. Очерк о ветеране строительства на КМА Вениамине Трубавине - Изображение Фото: личный архив В. П. Трубавина

В дальнейшем были и другие успехи, которые вывели формулу Трубавина: строительство – это не просто возведение стен, корпусов, это одновременно и строительство самого человека – его профессиональных и душевных качеств, ответственности за дело, которому служишь, ответственность за тех, с кем работаешь, и за тех, для кого строишь.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×