Нарушений в сфере закупок с годами не становится меньше. Недобросовестные заказчики, а иногда и участники пытаются обойти действующее законодательство и провести торги или передать заказ заранее определенному лицу. О том, какие самые частые нарушения Закона о контрактной системе Белгородское УФАС выявило в 2018 году рассказала заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок Елена Кашу.
АС поступают жалобы на действия заказчиков при проведении закупок?
— За три квартала 2018 года в Белгородское УФАС поступило 396 жалоб, из них 70 – возвращены, 23 – отозваны, 204 – признаны необоснованными и только 99 – признаны обоснованными. Для понимания: в 2017 году за этот период поступило почти на сотню жалоб меньше, а в 2016 году их было меньше более чем в два раза. При этом доля обоснованных жалоб, как в текущем, так и в двух предыдущих сохраняется на одном уровне – 32–34%, каждая третья жалоба является обоснованной.
— Какие нарушения Закона о контрактной системе антимонопольный орган выявляет чаще?
— Чаще всего заказчики нарушают требование об указании в заявке технических характеристик товаров, значения которых могут быть известны в результате проведения испытаний, лабораторных исследований; ненадлежащее описание объекта закупки; указание характеристик товара, не соответствующих требованиям ГОСТ; в извещении о проведении электронного аукциона в проекте контракта устанавливают разный источник финансирования; в проект контракта не включается информация о всевозможных значениях размеров штрафов, уплачиваемых за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств по контракту, в зависимости от цены контракта; не включается в план-график информация о дополнительных требованиях к участникам закупки и др.
— Какая ответственность ждет нарушителей?
— Должностные лица, виновные в нарушении, несут административную, а с мая 2018 года и уголовную ответственность за принятые решения и их последствия, это ст. 200.4 УК РФ за злоупотребления в сфере закупок; ст. 200.5 УК РФ за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приёмку продукции по контракту, а также уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок и ст. 304 УК РФ за провокацию подкупа.
— Елена Владимировна, как вы считаете, с чем связано большое количество нарушений, и как с этим бороться?
— Безусловно, большинство нарушений законодательства о контрактной системе, выявляемых Белгородским УФАС России, являются следствием отсутствия опредёленного опыта правоприменения и вызваны слабой компетентностью заказчиков. Эти причины могут быть устранены исключительно повышением уровня знаний и профессиональной компетенции заказчиков.
Справка: за истекший период 2018 года Белгородским УФАС привлечено к административной ответственности 177 должностных лиц, начислено штрафов на общую сумму 2 млн. 107 тыс. руб., из которых уплачено штрафов на сумму 1 млн. 668 тыс. руб.