Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18:11, 09 марта 2018
 271

Жители Губкина пострадали от недобросовестных интернет-продавцов

Жители Губкина пострадали от недобросовестных интернет-продавцовФото: pexels.com
  • Обзор

15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей.

Напоминаем пять простых правил для оформления интернет-заказа.

Расширение возможностей Интернета породило новые формы отношений с потребителем, которые сейчас никого не удивляют: гражданин, не выходя из дома, легко оформляет заказ на товары и услуги через сайты. Однако помимо удобства для пользователей, создаётся благоприятная среда для появления недобросовестных продавцов.

Вместо смартфона… часы

Как рассказала юрисконсульт консультационного пункта по защите прав потребителей Мария Черных, нередки случаи обращений потребителей по поводу неполучения ими заказанного товара или потери денег. Часто ситуация осложняется еще и тем, что на сайте нет данных о продавце, наименования продавца, не указаны адрес, какие‑либо иные контакты, т. е. в случае наличия претензий к кому обращаться – непонятно. 

«К примеру, в консультационный пункт по защите прав потребителей обратился гражданин Л., который заказал через сайт смартфон. При получении товара на почте он оплатил 8000 рублей за товар, но после распаковки обнаружил в посылке… часы. На сайте отсутствовала какая‑либо информация о продавце, а была указана только горячая линия. А гражданин Б. рассказал в консультационном пункте такую историю: заказал для супруги через сайт смартфон стоимостью 6000 рублей. После получения товара обнаружил, что его стоимость в шесть раз ниже уже уплаченной за товар суммы. На сайте опять же был указан только телефон горячей линии продавца. 

Потребителям в приведенных ситуациях оставалось только уповать на добросовестность продавца, в противном случае необходимо было еще составлять заявление в полицию для установления лиц, получивших денежные средства за товар. И только в одном из приведенных случаев требование потребителя было выполнено и товар был заменен на тот, который был оплачен.» 

50 на 50

При оформлении заказа через интернет и перечислении денег неизвестным лицам потребитель всегда рискует. Вероятность того, что человек получит желаемую покупку, пятьдесят на пятьдесят. Но даже указание на сайте наименования продавца не может являться гарантом, что потребитель получит товар.

В консультационный пункт обратилась гражданка В., которая заказала на сайте саженцы и перечислила деньги за их покупку. Но не в указный срок, не позднее товар так и не прислали. Деньги продавец так и не вернул. В рамках судебного разбирательства суд выбрал сторону потребителя и взыскал с продавца стоимость товара, неустойку и компенсацию морального вреда. Однако и по прошествии двух лет женщина свои деньги так и не получила. А ведь на сайте этого продавца имелся раздел «вопросы», в котором содержались гневные комментарии обманутых потребителей. Если бы гражданка В. не спешила оформлять заказ, а почитала отзывы граждан, едва ли бы у неё сохранилось желание оформлять покупку у этого продавца. 

Возврат товара 

На отношения, возникающие при заказе товара на сайте, распространяются Правила продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612). Согласно п. 21 указанных Правил покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара -– в течение семи дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент его доставки, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

Таким образом, потребитель лишен права на возврат только товара, имеющего индивидуально определенные свойства, а во всех остальных случаях товар вернуть возможно при условии, если он не был в употреблении и сохранен его товарный вид. 

Пять простых правил для оформления интернет-заказа

Главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе Сергей Черных пояснил, что потребителям при оформлении заказа через интернет следует руководствоваться следующими правилами:

— оформляйте заказ с предоплатой только на официальных сайтах у поставщика товара, имеющего точки продаж;

— от дорогостоящих покупок лучше отказаться;

— на сайте продавца/исполнителя обратите внимание, представлена ли информация о наименовании юридического лица или индивидуального предпринимателя, который примет на себя обязательство, его адрес, контактный телефон;

— ознакомьтесь в интернете с отзывами о продавце/исполнителе;

— оплачивая товар через интернет, по возможности, распечатайте квитанцию, подтверждающую перечисление денежных средств.

Алкоголь через интернет? Вы рискуете здоровьем!

В настоящее время часто появляются сообщения о групповых отравлениях фальсифицированной алкогольной продукцией, в том числе копирующей известные бренды. Данная продукция реализовывалась неизвестными лицами, в том числе дистанционным способом через сайты в сети Интернет. При этом вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и паролей, ознакомиться с их содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные алкогольную продукцию может любой интернет-пользователь без ограничения по времени суток. 

Таким образом, указанные сайты содержат информацию о предложениях алкогольной продукции неопределенному кругу потребителей независимо от их возраста. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» запрещена розничная продажа алкогольной продукции с 23 до 8 часов по местному времени несовершеннолетним, в нестационарных торговых объектах и без сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность такой продукции. 

Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации» предусматривает, что целью государственной политики в интересах детей является защита от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В создавшейся ситуации действенным способом реагирования органов Роспотребнадзора как надзорного органа, призванного обеспечить благополучие населения и защиту прав неопределенного круга потребителей, является обращение в суд с заявлениями в целях пресечения и прекращения противоправной деятельности лиц, организовавших и осуществляющих дистанционную торговлю алкогольной продукцией через интернет-сайты. 

Работа по пресечению фактов нарушения действующего законодательства будет продолжаться и в дальнейшем.

comments powered by HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×