Новое Время

Тренерская дистанция. Сергей Анпилов о «королеве спорта» лёгкой атлетике

14 августа 2021, 14:04СпортФото: личный архив Сергей Анпилов

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения каждый четвёртый взрослый и четверо из пятерых современных подростков недостаточно физически активны. Изменить такое положение стремятся пропагандисты спорта и физической культуры. Привлечь к спорту и физической культуре как можно больше губкинцев – многолетняя цель и забота тренера-преподавателя высшей категории отделения лёгкой атлетики Спортивной школы олимпийского резерва Сергея Анпилова. Как это ему удаётся, можно судить хотя бы по тому факту, что по итогам 2020 года Сергей Анпилов включён в число лучших спортивных тренеров городского округа.

— Сергей Иванович, про лёгкую атлетику говорят: королева спорта. Как это понимать?

— Лёгкая атлетика – вид спорта самый распространённый. В программу Олимпийских игр входят 24 разновидности лёгкой атлетики у мужчин и 22 – у женщин. Элементы лёгкой атлетики так или иначе применяются в организации тренировок по многим видам спорта. Лёгкая атлетика доступна для населения разных возрастов. Важно и то, что в ней нагрузки легко дозировать. Так что каждый выбирает для себя то, что ему подходит. Желающий поддержать жизненный тонус меньше тратит времени и сил на выполнение спортивных упражнений, идущий в спорт высоких достижений, конечно, заметно больше. Но каждый от лёгкой атлетики получает прибавку в силе, скорости, гибкости и выносливости. 

— В спортшколе олимпийского резерва воспитанники настроены на рекорды. Но подготовка к достойному результату занимает немало времени. Это не мешает учебе школьников и студентов?

— Приведу такой пример. Мария Головина несколько лет подряд занималась в отделении спорт­­школы в группе, которую я веду. Пропустить тренировку – этого она не допускала. В зале, на стадионе в полную меру работала, доводя до совершенства все движения, нужные бегунье. В 2020 году Мария в Губкин вернулась с бронзой с первенства России по лёгкой атлетике, где выступала среди спортсменов в возрасте до 18 лет. В 2021 году получила серебро на всероссийском первенстве по лёгкой атлетике (в возрасте до 20 лет). А её золотая медаль в нынешнем году – за особые успехи в овладении науками в средней общеобразовательной школе №13. У девушки в наличии не только хорошие задатки спортсменки, но и неподдельный интерес к особенностям тренерской методики. Что и привело Марию в воронежский институт физической культуры.

Или другой пример. Александр Шепляков не связывал поначалу будущее со спортом в профессиональном плане. Он окончил БГТУ им. В.Г. Шухова. Но в дальнейшем сложилось так, что стал спортивным тренером в том же БГТУ, получив в БелГУ на факультете физического воспитания уже второй диплом. Мой воспитанник по праву носит титул мастера спорта России по лёгкой атлетике. В своё время мы с ним побывали на соревнованиях и всероссийских, и международных. Я уверен, что Александр способен раскрыть возможности в спорте и физической культуре доверенных ему подопечных. И главное – убедить их в том, что здоровый образ жизни – это здорово!

— Сергей Иванович, лично вы в друзьях королевы спорта оказались сразу, без раздумий или выбор пришёл не вдруг?

— До призыва на службу в армию увлекался футболом и волейболом. Но армейские кроссы заставили меня задуматься о том, как бы ускорить бег. Я стал искать и находить решения, и в лёгкой атлетике мне понравилось. После армии поступил в Белгородский пединститут. На факультете физвоспитания всё мне было близко, интересно. Распределился в Губкин в 1987 году. Работал учителем физкультуры в общеобразовательной школе, тренером в детско-юношеской спортшколе. Все время вносил и вношу в записные книжки данные, которые помогают разбираться в спадах и подъёмах каждого из воспитанников. Часто вместе вникаем в записи. Это помогает избежать скороспелых разочарований. У детей и подростков легко возникает такое чувство. Они пока ещё не готовы к тому, что в спорте и физической культуре надо быть психологически устойчивым. Ведь обилие разных факторов мешает порой спортсмену. На открытом воздухе встречный ветер снижает результативность. Семейный праздник, затянувшийся вчера, сегодня отзывается усталостью. Разногласия с подругой тоже имеют свои последствия – не позволяют сосредоточиться на выполнении упражнений. Когда совместно приходим к истине, воспитанник приободряется на глазах. Разумеется, это достигается, когда налажено взаимное доверие. А чтобы оно сохранялось, крепло, я подключаю к общению и семью детей, с которыми занимаюсь. Неравнодушие родителей к занятиям ребёнка считаю своим подспорьем. Действуя согласованно, мы создаём для начинающих спортсменов благоприятный моральный климат. А это – реальный стимул для того, чтобы воспитанник отделения полнее сосредоточился на спортивной специализации, на росте в избранном виде спорта. Это формирует жизненные установки.

— В чём это выражается?

— В частности, в том, что бывшие мои выпускники приводят ко мне своих детей. Практически подтверждается, что не напрасно в свое время занимался с ними, вкладывал в них основы спортивных и жизненных принципов.

— Это, должно быть, весьма приятно…

— Сравнил бы с победой, что увенчала трудную дистанцию. Невольно хочется не только не сойти с позиции, что достигнута, но и прибавку в результатах обеспечить.

— Спортивного вдохновения вам в дальнейших тренерских свершениях!

— Спасибо за доброе пожелание.

Сюжеты: Интервью