— Сергей Иванович, про лёгкую атлетику говорят: королева спорта. Как это понимать?
— Лёгкая атлетика – вид спорта самый распространённый. В программу Олимпийских игр входят 24 разновидности лёгкой атлетики у мужчин и 22 – у женщин. Элементы лёгкой атлетики так или иначе применяются в организации тренировок по многим видам спорта. Лёгкая атлетика доступна для населения разных возрастов. Важно и то, что в ней нагрузки легко дозировать. Так что каждый выбирает для себя то, что ему подходит. Желающий поддержать жизненный тонус меньше тратит времени и сил на выполнение спортивных упражнений, идущий в спорт высоких достижений, конечно, заметно больше. Но каждый от лёгкой атлетики получает прибавку в силе, скорости, гибкости и выносливости.
— В спортшколе олимпийского резерва воспитанники настроены на рекорды. Но подготовка к достойному результату занимает немало времени. Это не мешает учебе школьников и студентов?
— Приведу такой пример. Мария Головина несколько лет подряд занималась в отделении спортшколы в группе, которую я веду. Пропустить тренировку – этого она не допускала. В зале, на стадионе в полную меру работала, доводя до совершенства все движения, нужные бегунье. В 2020 году Мария в Губкин вернулась с бронзой с первенства России по лёгкой атлетике, где выступала среди спортсменов в возрасте до 18 лет. В 2021 году получила серебро на всероссийском первенстве по лёгкой атлетике (в возрасте до 20 лет). А её золотая медаль в нынешнем году – за особые успехи в овладении науками в средней общеобразовательной школе №13. У девушки в наличии не только хорошие задатки спортсменки, но и неподдельный интерес к особенностям тренерской методики. Что и привело Марию в воронежский институт физической культуры.
Или другой пример. Александр Шепляков не связывал поначалу будущее со спортом в профессиональном плане. Он окончил БГТУ им. В.Г. Шухова. Но в дальнейшем сложилось так, что стал спортивным тренером в том же БГТУ, получив в БелГУ на факультете физического воспитания уже второй диплом. Мой воспитанник по праву носит титул мастера спорта России по лёгкой атлетике. В своё время мы с ним побывали на соревнованиях и всероссийских, и международных. Я уверен, что Александр способен раскрыть возможности в спорте и физической культуре доверенных ему подопечных. И главное – убедить их в том, что здоровый образ жизни – это здорово!
— Сергей Иванович, лично вы в друзьях королевы спорта оказались сразу, без раздумий или выбор пришёл не вдруг?
— До призыва на службу в армию увлекался футболом и волейболом. Но армейские кроссы заставили меня задуматься о том, как бы ускорить бег. Я стал искать и находить решения, и в лёгкой атлетике мне понравилось. После армии поступил в Белгородский пединститут. На факультете физвоспитания всё мне было близко, интересно. Распределился в Губкин в 1987 году. Работал учителем физкультуры в общеобразовательной школе, тренером в детско-юношеской спортшколе. Все время вносил и вношу в записные книжки данные, которые помогают разбираться в спадах и подъёмах каждого из воспитанников. Часто вместе вникаем в записи. Это помогает избежать скороспелых разочарований. У детей и подростков легко возникает такое чувство. Они пока ещё не готовы к тому, что в спорте и физической культуре надо быть психологически устойчивым. Ведь обилие разных факторов мешает порой спортсмену. На открытом воздухе встречный ветер снижает результативность. Семейный праздник, затянувшийся вчера, сегодня отзывается усталостью. Разногласия с подругой тоже имеют свои последствия – не позволяют сосредоточиться на выполнении упражнений. Когда совместно приходим к истине, воспитанник приободряется на глазах. Разумеется, это достигается, когда налажено взаимное доверие. А чтобы оно сохранялось, крепло, я подключаю к общению и семью детей, с которыми занимаюсь. Неравнодушие родителей к занятиям ребёнка считаю своим подспорьем. Действуя согласованно, мы создаём для начинающих спортсменов благоприятный моральный климат. А это – реальный стимул для того, чтобы воспитанник отделения полнее сосредоточился на спортивной специализации, на росте в избранном виде спорта. Это формирует жизненные установки.
— В чём это выражается?
— В частности, в том, что бывшие мои выпускники приводят ко мне своих детей. Практически подтверждается, что не напрасно в свое время занимался с ними, вкладывал в них основы спортивных и жизненных принципов.
— Это, должно быть, весьма приятно…
— Сравнил бы с победой, что увенчала трудную дистанцию. Невольно хочется не только не сойти с позиции, что достигнута, но и прибавку в результатах обеспечить.
— Спортивного вдохновения вам в дальнейших тренерских свершениях!
— Спасибо за доброе пожелание.