«В Бога верила и в храм ходила, праздники знала, посты соблюдала. А потом жизнь повернулась так, что неожиданно для себя и родных оказалась в сестричестве. Конечно, по благословению батюшки – отца Георгия. И теперь не мыслю своей жизни без этого…»
Примерно так может сказать каждая из десяти сестёр милосердия, входящих в сестричество во имя святой блаженной Ксении Петербургской при Губкинской центральной районной больнице. Их наставником и духовником является настоятель храма в честь этой святой протоиерей Георгий Кравцов.
Надо сказать, Русская православная церковь во все времена была надёжной опорой для страждущих, которые находили здесь подлинное милосердие, утешение в скорбях и болезнях, помощь в различных бедах. В годы советской власти она не могла публично заниматься делами милосердия, но в последние десятилетия вновь получила возможность широкого общественного служения. Одно из его направлений – окормление больниц, чем и занимается сестричество милосердия. О милосердии, специфике сестринского служения, проблемах и радостях – наш разговор с протоиереем Георгием Кравцовым.
— Отец Георгий, человек нуждался в помощи всегда. Во все времена человечество сталкивалось с различными вызовами – болезнями, войнами, зависимостями… Как вы считаете, в какой помощи человек больше всего нуждается сегодня?
— Сейчас мы уже научились справляться со многими болезнями и социальными бедствиями. Основные проблемы, которые нужно решать сегодня, – внутренние, духовные. Мне кажется, человек нуждается в том, чтобы… остановиться. Господь предупреждает своих учеников: смотрите же за собою, чтобы суета житейская не отяготила ваши сердца. Посмотрите, действительно, суета житейская нас очень-очень затягивает. Всех – верующих и неверующих. Поэтому нужно остановиться и спокойно посмотреть, что творится вокруг. Переосмыслить, сделать выводы, что‑то поменять в своей жизни. Был в нашей истории такой период, когда люди сторонились церкви, но все‑таки прибегали к Богу, просили у Него помощи, заступничества, вразумления, духовного подкрепления. Для современного человека это тоже важная потребность. Именно в наших внутренних проблемах коренятся и внешние проблемы.
— Милосердие и благотворительность актуальны всегда. На ваш взгляд, кто такой человек милосердный и как он может сегодня реализоваться?
— В Евангелии есть замечательная притча о Страшном Суде, которая как раз раскрывает этическую сторону бытия человека, христианина. Господь чётко приводит такие категории людей, как страждущие, заключенные в темницу, голодные… Те из нас, кто оказывает им помощь, по слову Христа, оказывает эту помощь Ему Самому. Вот критерии. Когда мы порой не понимаем, что сделать, как правильно расставить в жизни приоритеты, кому помочь, нужно обращаться к Евангелию. Там даётся самый простой ответ: голоден был – вы накормили Меня, жаждал – и вы напоили Меня, был странником – и вы приняли Меня, был наг – вы одели Меня, в темнице был – вы посетили Меня, болен был – вы послужили Мне. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», – говорит Господь. И нам надо спешить делать добро ради Христа, и тогда наша жизнь изменится в лучшую сторону.
— Безусловно, добро делают ваши сёстры милосердия. Каковы основные направления их служения?
— С образованием Губкинского благочиния священники начали посещать лечебные учреждения, в том числе центральную районную больницу, соответственно, появились первые помощницы – небольшая группа, которая впоследствии переросла в сестричество. Это люди, которые из своего личного времени выделяют несколько часов для того, чтобы посвятить их незнакомым людям, которые находятся на лечении и нуждаются в духовной помощи, поддержке. Когда человек вдруг оказывается в больнице, ему тяжело осознать почему, за что ему такое наказание? Он нуждается в какой‑то помощи, поддержке. И сёстры по мере своих сил стараются указать этим людям путь к Богу, указать источник, где они смогли бы почерпнуть силы для души. Постепенно приходит понимание того, что человек не только тело, но еще и душа. Они настолько взаимосвязаны друг с другом, что, когда страждет тело, начинать искать причину надо с болезни души. Человек страждущий прежде всего кается перед Богом, исповедуется в грехах, причащается Святых Христовых Таин. А затем приступает к лечению. Основная забота сестёр милосердия – регулярное посещение больных, общение с ними, духовная и душевная поддержка, помощь в подготовке к таинствам и, конечно, всё это не лишено простых земных наших забот. Среди больных есть люди одинокие, которым некому купить продукты, дополнительные медицинские принадлежности, лекарства. В этом тоже помогают наши сестрички. И после выписки из стационара особо тяжелых стараемся не забывать, помогаем им.
— Каким должен быть человек, чтобы попасть к вам в сестричество? Каковы, на ваш взгляд, главные качества, которыми должна обладать сестра милосердия?
— Считаю, желание помочь ближнему – главное. Если оно будет, то есть тысяча возможностей это сделать.
— Но, наверное, бывает и так: желание есть, а характер у этого желающего не очень, человек он грубый. И, имея желание помочь, больному он может только навредить. У вас таких случаев не было?
— Пока Бог миловал. Но так и не бывает, что человек пришел – я хочу – и его сразу направляют к больному. Прежде – беседа. И я сразу обращаю внимание на поведение, манеру говорить, на другие, казалось бы, мелочи. Потом человека прикрепляем к опытной сестре, и под её руководством он проходит своего рода испытательный срок. Испытательный, прежде всего, для самого себя. Было несколько человек, добрых, искренне желающих помочь. Но, к сожалению, боль, страдания, с которыми они столкнулись в больнице, оказались им не по силам, и они этот труд не смогли понести.
— Но, наверное, и сестра милосердия может впасть в угнетенное состояние, постоянно видя перед собой больных людей? Как должно жить сестричество, чтобы не было выгорания, чтобы люди не уходили и была нацеленность на служение в сестричестве?
— Слава Богу, пока с таким не столкнулись, но знаю о такой проблеме. Если у человека правильная духовная жизнь, если он действительно встретил Христа, то всё остальное преодолимо. Считаю, в основе должно быть участие в общей Божественной литургии, в церковных таинствах. И если это есть, то у него появятся силы преодолеть душевные страдания. Помимо этого, стараемся внебогослужебное общение организовать: чай попить, житейские вопросы, проблемы обсудить, в паломничество съездить. Это много дает, поддерживает.
— А каково это – быть духовником сестричества? В чем тяготы, а в чем радости такого служения?
— Проблема одна, всем хорошо знакомая, – нехватка времени. И нехватка людей, особенно молодых. Немногие имеют желание помогать. А ведь чем больше людей, тем успешней работа сестричества. Хочется сделать больше, потому что люди обращаются к нам, чтобы помогли в уходе за их больными родственниками. К сожалению, сегодня нет такой возможности, хотя насущная потребность есть. Не очень приятно отказывать людям. Но труд наших сестёр пока ограничен больничным двором. А радость, безусловно, есть – когда видишь, что в результате служения сестёр милосердия люди приходят к Христу, меняют свою жизнь, когда радостно человеку, к которому ты пришел. Когда людям хорошо, то и тебе хорошо. Я благодарен, что Господь поставил меня на такое спасительное служение. Потому что спасается не только тот, кто болеет, но и тот, кто трудится рядом с этим больным.
— Наверняка есть люди, которые хотели бы помогать больным, но по разным причинам боятся не справиться. Что можно им посоветовать?
— Рассуждать можно сколько угодно, как это будет, получится у меня – не получится? Теоретических выводов можно делать много. Путь только один – практика. Надо приходить и пытаться сделать, помолившись и приложив усилия со своей стороны. Если этим не начать заниматься, то никогда не поймешь, что у тебя в душе. Этот труд ещё чем хорош? Обычно он ассоциируется с помощью людям больным, страждущим. Но это благо и для нас самих. Ведь ты смотришь в своё сердце, как оно откликается на боль, страдания других людей. Это тоже путь познать самого себя. Мы ж призваны не только к тому, чтобы познавать Бога, мир. Самих себя надо познать в первую очередь. Это очень хороший путь познать самого себя и много даёт нам в духовном плане.
— Батюшка, многие люди, столкнувшись с болезнью, особенно неизлечимой, меняются, впадают в депрессию, становятся раздражительными. Как сделать, чтобы больной человек не впал в отчаяние, не замкнулся в себе?
— Все люди разные, и универсального совета, думаю, нет. Но нельзя никогда забывать, что мы люди. И надо стараться всегда оставаться человеком, потому что Бог открывается любящему, искреннему доброму, чистому сердцу. И для людей верующих болезнь – это укрепление веры, для неверующих – путь, на котором им может открыться Господь. А если Господь войдет в нашу жизнь, то, действительно, на всё, что нас окружает, мы будем смотреть иначе, в том числе и на тяжёлые болезни.
Это не работа, это – служение.
Старшая сестра Анна Карпова в прошлом экономист, с 2011 года – на пенсии, пришла в сестричество 10 лет назад.
— Моя бабушка по отцовской линии очень верующей была, – рассказывает Анна. – Она прожила почти 100 лет и настолько верила в Господа, что Он ей всё давал. Как сказано в Библии, «по вере вашей да будет вам». Даже в войну во время бомбёжек она никаких подвалов, убежищ не признавала, становилась перед иконой на колени и молилась… И хоть бы один осколок попал в хату! И отец мой, а жили мы в Новом Осколе, был верующим. Я с ним в детстве в храмах Новооскольского района, Белгородской области часто бывала, тогда ведь гонения на церковь были, большинство храмов закрыто да и к людям верующим с подозрением относились. Став взрослой, конечно, по возможности тоже ходила в храм, праздники, посты соблюдала. А в 2007 году дочка попала в аварию – это для меня была встряска. И я пришла сюда. Батюшка благословил меня походить к больным. С тех пор здесь. Раньше старшей сестрой была Дина Павловна Семёнова, затем Светлана Анатольевна Попова, Царствие ей Небесное. Теперь я старшая группы. Нет, на самом деле мы все – на равных, просто через меня батюшка передаёт различные поручения, так удобно всем. Главный у нас – отец Георгий, он нас наставляет, со всеми вопросами к нему обращаемся и указания от него получаем.
— Что сложного в вашей работе?
— Я бы не называла это работой, ведь денег мы за неё не получаем. Точнее сказать – служение Богу и ближним, тем, кто на данный момент нуждается в нашей помощи. Здесь важно не надеяться на свои силы, а помнить, что всё происходит от Господа. Поле нашей деятельности в основном больница. За каждым отделением закреплена сестра, которая выкраивает время раз-два в неделю посещать больных. Отец Георгий служит молебен о здравии больных, а мы разносим святую воду, просфоры. Если кто интересуется, даём почитать духовную литературу, листки, в которых рассказывается о больших православных праздниках, иконочки, крестики, у кого их нет. Стараемся отвечать на вопросы, которые задают люди, рассказывать о Боге, церковной жизни, утешать и вдохновлять. Рассказываем о сущности великих праздников и о том, что прежде чем позаботиться о выздоровлении тела, нужно подумать о врачевании души. И если человек это понимает, помогаем подготовиться к таинствам исповеди и Святого причастия. Тем больным, которые хотят причаститься, но не знают, с чего начать, мы рассказываем, что это такое. А ещё записываем желающих на молебен. Словом, стараемся духовно поддержать человека, хотя если одинокому больному требуются какие‑то продукты, лекарства, то по благословению отца Георгия приносим. Врачи и сестры знают нас и не препятствуют нашим посещениям. К нам привыкли, нас ждут, особенно накануне того дня, когда батюшка назначает причастие. В основном слышим благодарности. Это нас воодушевляет и придаёт силы.
А вообще, были всякие трудности, искушения, поначалу находилось множество причин, чтобы остаться дома. Но меня всегда поддерживали дочки. Сейчас уже не могу без этого служения. Оно дает мне силы.
— Но и времени, наверное, много забирает?
— Первое время и я так думала: да когда ж успевать все делать – и с внучками посидеть, их у меня четыре, и по дому управиться, и в деревне огород обрабатывать. А ведь всё успеваешь с помощью Божией, на все время хватает. А бывает, не пойдёшь на службу, и всё кувырком идет, начинаешь злиться.
Через болезни пришла к вере, а затем и в сестричество, Лариса Петрушенко, в прошлом парикмахер:
— Муж у меня верующий, тетя его – монахиня. Как говорится в Писании, жена неверующая освящается мужем верующим. Когда я заболела, муж повез меня в Киево-Печерскую лавру. Её посещение меня настолько впечатлило, что я стала молиться, ходить с мужем в Спасо-Преображенский собор, где тогда служил отец Георгий. Он нас венчал, и за ним мы перешли в храм блаженной Ксении Петербургской, где и познакомилась с сёстрами милосердия. Старшая сестра Дина Павловна Семёнова предложила послужить в сестричестве, батюшка благословил сначала походить, присмотреться. А потом меня приняли в ряды сестёр.
Тяжелее всего для меня видеть людей, которые уже в тяжелейшем состоянии. Особенно жалко людей невоцерковленных. Думаешь, как им помочь, чтобы они знали, что заканчивается земная жизнь, но есть еще лучшая – вечная – жизнь. И так хочется к Господу привести этого человека… Но это самое сложное. Многие живут земной жизнью, ищут виноватого в том, что здесь каких‑то благ не получили, высказывают недовольство, возмущение. В этом случае попросишь прощения и перейдёшь в другую палату. Спорить не надо, главное – терпение, такт. Но бывают и приятные встречи с людьми, которые что‑то поучительное, интересное расскажут. Есть постоянные больные, которые по несколько месяцев лежат. Мы их знаем, они – нас, радуются нам как родным. Ждут от нас и водички святой, и слова Божьего. И записочки пишут, просят помянуть родных о здравии, упокоении. Благодарят, и это придает нам сил.
С тем, что тяжелее всего смотреть на страдания других людей, согласились все сёстры милосердия. У каждой из них есть своя причина, которая встряхнула, перевернула их, изменила взгляд и на жизнь, и на ценности. И поэтому они говорят:
«Когда ходим сюда, чувствуем и получаем главное – благодать. Ведь мы работаем во славу Божию. Сходишь по палатам, и дома всё мирком и ладком получается. И работа по дому быстро делается, как будто Господь управляет. А не пойдёшь в храм или на послушание – всё из рук валится».
Все они уверены в том, что это служение помогает им справляться и со своими болезнями, порой приведшими к инвалидности:
«Ведь мы получаем благодарность от людей, помощь от церкви – молитву и Божью благодать. Больше ничего и не надо. Стараемся не пропускать службы. Молимся от всего сердца матушке Ксении и о своих родных – чтобы было благополучие в семьях, чтобы она привела их в церковь, чтобы они соблюдали заповеди Божии».
Уверены они и в том, что, приходя на помощь к людям болящим, потерявшим надежду, человек меняется сам, растёт духовно, приобретая опыт любви, сострадания, милосердия. Это очень важно для каждого из нас, потому что нынешний мир приучает человека к эгоизму – люби себя, живи для себя.