Механиком участка ремонта оборудования ФОК и ЗГБЖ Николай Никишин работает полтора года, но на комбинате — с 2005 года. Он с удовольствием рассказывает о «подопечных» — механизмах, обеспечивающих выпуск окатышей. При этом, направляясь к одному из «своих» объектов — галерее наклонных конвейеров фабрики окомкования — с ностальгической улыбкой указывает на аспирационно-технологическую установку:
«Моё! — и, отвечая на мой немой вопрос, продолжает: — Когда в ЭЭРЗ работал (сейчас УРМЭО — прим. ред.), мы проводили здесь капитальные и текущие ремонты, техническое обслуживание…»
На соседнем участке Никишин специализировался на работе с энергетическим оборудованием. Трудился и в отделе надёжности дирекции ТОиР. Как говорится, на местности ориентировался. Поэтому, когда предложили перевестись мастером в ремонтно-механическое управление и заниматься оборудованием фабрики окомкования, решился:
«Здесь всё масштабнее: и коллектив больше, и оснащение более габаритное, крупнотоннажное».
Профессиональный форсаж
Несмотря на привычный промышленный пейзаж и знакомые фабричные интерьеры, выход из зоны комфорта Николай всё-таки испытал:
«Немного страшно было: незнакомый процесс, новый коллектив, другое оборудование. Если что-то внепланово останавливается, то страдает производительность не только на фабрике, но и на ГБЖ. Довлеют фактор времени (производство ждёт!) и ответственность».
Как говорят, глаза боятся — руки делают. Уже на второй день работы на новом поприще Николай включился в крупный ремонт — на участке шихтоподготовки меняли венец на шаровой мельнице:
«Справились, конечно, несмотря на сжатые сроки и то, что на ФОК эта операция нерядовая. Консультировались с коллегами с обогатительной фабрики — там по технологии венцы меняют регулярно. Опытные бригадиры подсказали, что нужно делать — пошагово. Мы с ребятами поняли и самостоятельно всё сделали».
О коллегах механик отзывается уважительно и с благодарностью. Помогли освоиться на первых порах, да и сейчас не откажут — подскажут:
«На моём участке много рабочих, которые досконально знают дело, можно опереться и на их опыт. Никогда не стесняюсь спрашивать — люди открытые, всё объяснят и покажут».
Когда я спросила, что больше всего требует заботы, имея в виду оборудование, ответ получила неожиданный:
«Чтобы люди живые, здоровые приходили на работу и возвращались домой».
И только потом речь зашла о производстве. Бесперебойная работа промышленных агрегатов, и даже отдельных узлов требует от механика не только ответственности, но и постоянного контроля ситуации на участке.
«Надо держать в голове общую картину: ремонтируя узел, понимать, что от него зависит, с какими механизмами он «в связке», — говорит об особенностях своей работы Николай.
Такой подход ценят коллеги, и отмечает руководство — Никишину доверяют замещать начальника участка.
Особая статья — ремонты обжиговых машин, особенно в случае аварийной остановки. Механик в напряжении от первого дня и, так сказать, до последней гайки.
«Когда мы выходим из ремонта, машина запускается, и у заказчика нет претензий, испытываю гордость, — говорит Николай, а я понимаю, что это его источник профессиональной гармонии».
Папин борщ
Жизненную же гармонию Николай подпитывает из двух источников. В семье, проводя время со своими любимыми девчонками — женой Анной и дочками Дариной и Миланой. А второй источник вдохновения он случайно нашёл в… борще!
«Как-то товарищ варил, показал-научил. Я дома попробовал приготовить, и с первого раза получилось — детям понравилось. Теперь это моё фирменное блюдо», — смеётся Николай.
Правда, рецепт выведать не удалось:
«Точные пропорции не выверял, кашеварю от души — как легло сегодня. Мясо люблю готовить — тушить, жарить, запекать. По настроению. Найду интересный рецепт для вдохновения и начинаю экспериментировать. Наверное, это мое хобби теперь».