Городской прокуратурой в рамках рассмотрения обращения гражданина о принуждении к оставлению личных вещей в камерах хранения приняты превентивные меры к хозяйствующему субъекту.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) признается публичным.
Требования сотрудников и иных должностных лиц организации о необходимости при посещении магазина оставлять личные вещи в камере для хранения могут приводить к нарушению вышеуказанных норм законодательства, по следующим обстоятельствам:
Указанные условия исходя из позиций судебной практики могут быть признаны в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» как недопустимые условия договора.
В связи с чем субъекту предпринимательской деятельности было объявлено предостережение о недопустимости нарушения вышеуказанных требований законодательства.